Бизнес. Инвестиции. Финансы. Бюджет. Карьера

Позитивная экономическая теория. Позитивная экономическая теория изучает- что есть Экономическая система определяет

Страница 6 из 36

Методы изучения экономической жизни.

Любая наука, в том числе экономика, имеет свою методологию. Методология – это учение о методах, принципах построения, формах и способах научного познания. Если предмет науки раскрывает что познается, то метод показывает как познается. Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета науки.

В экономике используются самые различные методы, формы и способы научного познания. Если мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод , основы которого были заложены еще древними греками и блестяще развиты немецким философом Гегелем в научную систему. Диалектика – это наука об общих законах развития как внешнего мира, так и экономического мышления. Согласно диалектике, процессы и явления в экономической жизни постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном развитии.

Экономические явления нельзя положить под микроскоп, взвесить на весах, просветить рентгеновским лучом. Для проникновения в сущность экономических процессов и явлений используется метод научной абстракции (от лат. “аstractio” – отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. На основе абстрагирования от всего случайного, не соответствующего природе изучаемого явления, возни кают такие общие понятия, как “товар”, “деньги”, “цена”, “производство”, “потребление”, “распределение”, “обмен” и другие. Это так называемые экономические категории – логические понятия, отражающие в обобщенном виде реальные условия экономической жизни общества.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдение, обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

Анализ – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется для выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах экономики. Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Принято различать позитивный и нормативный анализ (или позитивную и нормативную экономику).

Позитивная экономика – часть экономической теории, которая изучает и объясняет наблюдаемые экономические факторы, события, процессы; устанавливает связь между ними. Позитивные суждения - это суждения о том, что есть. То есть, они подкреплены фактами.

На основе реальных фактов она объясняет, что есть или что может быть : например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него при прочих равных условиях. В этом выражении нет никаких оценочных суждений, а есть только констатация факта.

Выражение “при прочих равных условиях” означает, что мы хотим выяснить влияние на спрос только одного фактора – цены товара; другие факторы, которые тоже могут влиять на спрос (доходы потребителей, ожидание инфляции в будущем, цены на товары-заменители и др.), нами не учитываются, т.е. считаются неизменными. Этот принцип широко используется в экономике.

Нормативная экономика – часть экономической теории, которая предписывает, советует, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой. Следовательно, она опирается на оценочные суждения, субъективные мнения о том, что как должно быть.

Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или несправед ливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Например, утверждения “Неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо” или “Уровень инфляции в стране недопустимо высок” – типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики.

Широко используются также методы индукции и дедукции. Индукция (наведение) – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. На его основе обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному. Он делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод , экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой метод позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может за-труднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике.

Экономическим процессам и явлениям свойственны качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Построение модели связано с потерей части информации. Это дает возможность абстрагироваться от второстепенных элементов и сконцентрироваться на главных элементах системы, их взаимосвязях.

Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называ ются экзогенными переменными . Величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными переменными. Цель модели – выяснить, как экзогенные переменные влияют на эндогенные.

Работа над построением модели обычно начинается с тщательного изучения данных и построения на их основе, и в соответствии с ними, одной или нескольких моделей. Продолжением работы является проверка решения модели на основе данных. Эта операция или подтверждает правильность выбора, или указывает на необходимость улучшения модели (создании совершенно новой).

Связь модели с объективной действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, являясь его условным абстрактным воспроизведением (в графической или математической форме), а с другой - служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Таким образом,экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Мир моделей многообразен (рис. 1.1). Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (микро- и макроэкономические), характеру действия (статические и динамические), характеру взаимодействия элементов (линейные и нелинейные) и т.д.

Рис. 1.1. Виды моделей

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необхо димы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всегда возможно спрогнозировать их возможные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса в целях его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения.

Какими бы методами не пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, экономическая действительность являются критерием верности их выводов и положений теории. Если можно сказать: “Это верно в теории, но не на практике”, – значит, данное теоретическое положение ошибочно.

Экономика как сфера жизнедеятельности общества.
Предмет и функции экономической теории.
Экономические цели общества.
Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Основные направления экономической теории (школы экономической теории).

Экономика как сфера жизнедеятельности общества

Экономика - это такая сфера жизнедеятельности общества, которая и создает этому обществу материальную базу. Под экономикой чаще всего понимается реальная хозяйственная деятельность (производство, обмен, распределение и потребление благ).
Экономика изучает разнообразные стороны жизнедеятельности общества в условиях недостаточности ресурсов
Общество в результате развития создавало различные товары и услуги. Основой развития общества всегда выступало материальное производство. Производство является главной составляющей любой экономики.
Выделяют материальное и нематериальное производство.
Материальное производство - это производство осязаемых предметов. Нематериальное производство - это сфера услуг.

Экономика является одной из предпосылок общественной жизни, наряду с культурой и религией, и выполняет присущие ей следующие функции:
производственная - создание необходимых условий для деятельности общества;
трансакционная (функция обмена) - обусловлена невозможностью в рамках одного хозяйства либо предприятия удовлетворить все потребности общества;
перераспределительная - предполагает перераспределение средств, полученных в сфере материального или нематериального производства через систему госбюджета в сферу социального обеспечения, здравоохранения и образования.

Предмет и функции экономической теории

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономические отношения и законы в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, а также хозяйственную деятельность человека в целях всё более полного удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.
При изучении экономической теории, как науки используются экономические категории.
Экономические категории - это абстрактные выражения общественно-производственных отношений и их взаимосвязей (например: товар, деньги, благо, полезность, спрос, предложение, цена, финансы, кредит и т.д.)
Предметом экономической теории являются экономические взаимоотношения в обществе по поводу удовлетворения потребностей в условиях жёсткой ограниченности ресурсов.
Ограниченностью ресурсов в экономической теории называют малое наличие или недостаточность природных, человеческих и материальных ресурсов.(ограниченность ресурсов = редкость ресурсов).
Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а поведение людей по отношению к ним.
Ресурсы бывают: природные, людские и материальные.
Природные - представляют собой всё то, что нас окружает (земля, вода, растительный и животный мир, воздух, солнце и т.д.).
Людские - это все трудоспособное население.
Материальные - это все то, что создано человеком (включают в себя все производственные ресурсы (машины, механизмы, инструменты, здания и сооружения), а также нематериальные активы (патенты, лицензии, разрешение на использование какого-либо изобретения).

С точки зрения объектов исследования выделяются следующие разделы экономической теории:
микроэкономика - изучает поведение субъектов хозяйствования (предприятие, домашнее хозяйство, фирма) и процессы на рынках товаров и услуг;
макроэкономика - изучает национальную экономику в целом и экономические процессы, происходящие на данном уровне (национальный доход, инфляция, занятость);
мезоэкономика - изучает экономику на региональном уровне либо по отраслям;
мировая экономика - изучает взаимодействие между национальными экономиками.

Функции экономической теории :
познавательная - заключается в изучении экономических явлений и закономерностей, по которым развивается экономика, а также эта функция формулирует принципы, на которых основывается любая экономика;
методологическая - заключается в том, что выявленные закономерности и принципы служат фундаментом для других экономических наук;
практическая (прикладная) - заключается в том, что выявленные закономерности могут быть использованы в практической деятельности человека. Это, прежде всего, касается прогнозирования и планирования в экономической политике. На основе прогнозов строятся экономические модели развития общества.

Экономические цели общества
Для достижения целей экономическая теория решает фундаментальный вопрос экономики: ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?
Вопрос что? связан с материальным производством.
Вопрос как? касается технологии производства.
Вопрос для кого? касается интересов потребителей и их вкусов.
Основная проблема в экономике, которую пытаются решить ведущие экономисты - ограниченность ресурсов при безграничных потребностях.
Все экономические цели общества достигаются посредством максимально полного использования ресурсов.

Экономические цели общества:
экономический рост - по устойчивости экономического роста можно судить об «экономическом здоровье» либо «нездоровье» какого-либо общества.
Под экономическим ростом понимается рост валового внутреннего продукта (ВВП), причём проблема роста сводится не к количеству, а к качеству составляющих элементов.
достижение экономической эффективности - поскольку все ресурсы являются ограниченными, их необходимо скомпоновать и использовать таким образом, чтобы получить максимально возможную отдачу;
достижение полной занятости трудоспособного населения - ситуация в экономике, когда каждый желающий работать может найти себе работу;
стабильность цен и отсутствие инфляции.
Инфляция - обесценивание национальной денежной единицы, сопровождающееся (выражающееся) в повышении цен на товары и услуги;
экономическая свобода - проявляется в свободе потребительского выбора;
обеспечение социальной справедливости - подразумевает грамотное распределение доходов и отсутствие дифференциации (отличие по какому-либо признаку); разрыв между высоко- и низкодоходными группами не должен превышать соотношения 1:6;
социальная обеспеченность - связана с материальным обеспечением государством больных, нетрудоспособных, престарелых и других иждивенцев (социально незащищённые слои населения);
поддержание платёжеспособного баланса и валютного курса национальной валюты - связано с тем, что отток и приток капитала в страну должен регулироваться.

Методы экономической теории

Методы науки - это принципы, подходы, формы и способы познания.
Среди всех методов, используемых в экономической теории, можно выделить общенаучные и частные:

Общенаучные - используются во всех науках. К ним можно отнести:
метод научной абстракции - состоит в выделении наиболее существенных сторон в изучаемом явлении и отвлечении от всего ненужного и неважного, т.е. внимание обращается на те факты, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому объекту;
метод анализа - при анализе предмет (явление) разбивается на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению;
метод синтеза - при синтезе происходит соединение (объединение) проанализированных элементов в единое целое и таким образом находится внутренняя связь между элементами и выявляются противоречия между ними;
метод индукции - метод, который представляет собой движение мысли от частного умозаключения к общему (т.е. от фактов к гипотезе).
метод дедукции - метод, который представляет собой движение мысли от общего умозаключения к частному (т.е. от гипотезы к фактам ее подтверждающим).
метод системного подхода - предполагает трактовку экономического объекта как систему некоторых (определённых) моделей.

Частные методы:
метод экономического эксперимента,
метод моделирования,
статистические,
математические,
исторический и т.д.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Позитивная экономическая теория изучает те факты и явления, которые есть сейчас (на самом деле), т.е. исследует фактическое состояние экономики (отвечает на вопрос - что есть?).
Нормативная экономическая теория олицетворяет оценочные суждения отдельных людей (групп лиц) относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать (отвечает на вопрос - как (что) должно быть?).

Современные направления экономической теории (школы экономической теории)
Школы, направления, Представители Период формирования Основные идеи
Меркантилизм
Томас Ман (1571-1641), англичанин 16 - 17 в. в 1. Главное богатство общества - деньги (золото, серебро).
2. Источник богатства - сфера обращения (торговля и денежный оборот).
3. Богатство накапливается в результате внешней торговли (экспорт должен быть больше импорта)
Физиократы Франсуа Кенэ, (1694-1774),
француз
18 в. 1. Богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве.
2. Первые попытки вывести прирост богатства из процесса производства (в данном случае с/х), а не обращения.
Английская классическая политэкономия Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823),
англичане
17 - 19в.в 1. Богатство создается в материальном производстве, а не в сфере обращения.
2. Главный источник богатства - труд.
3. Заложены основы трудовой теории стоимости.
Марксизм Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895),
немцы
С серед. 19 в. 1. Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости.
2. Открыт закон стоимости как основа развития товарного производства.
3. Разработана теория воспроизводства и экономических кризисов.
4. Открыты законы капиталистического способа производства
Маржинализм Карл Менгер (1840-1921,), Фридрих фон Визер (1851-1926), Евгения Бем-Баверка (1851-1914),австрийцы, Конец 19 в. - 30-е гг. 20в. 1. Предмет исследование - потребление (спрос).
2. Разработана теория предельной полезности.
3. Полезность товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека.
Неоклассическое направление Альфред Маршалл (1842-1924),
англичанин
С конца 19 в. 1. Рыночная система с преобладанием частного предпринимательства, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия.
2. Государство создает неблагоприятные условия для функционирования рыночной экономики.
3. Разработаны теория спроса и предложения, и равновесной цены.
Кейнсианство Джон Мейнард Кейнс (1883-1946),
англичанин
С 1930 г 1. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность.
2. Государство должно осуществлять регулирование через фискальную и денежно-кредитную политику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.
3. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования.
Неоклассический синтез Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэльсон (1915- 2009),
американцы
С 1950 г. 1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор - денежно-кредитные методы.
3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением
Новая институциональная экономическая теория Рональд Коуз (род. 1910), Дуглас Норт (род. 1920), Оливер Уильямсон (род. 1932) С 1980 г 1. Теория трансакционных издержек,
2. Теория прав собственности,
3. Теория оппортунистического поведения,
4. Теория общественного выбора,
5. Теория ограниченной рациональности

Понятие «институционализм» включает два аспекта.
Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе, - “институции".
Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, то есть “институтов".
Институты - формы и границы деятельности людей. Они представляют политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательства, организация социального обеспечения, связанное с хозяйственной практикой.
Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в чистом виде, но и институтов, внешнеэкономических факторов. Важно не просто регулировать экономические процессы, а менять картину экономического развития. В состав экономического учения должна входить теория общественного управления. Наука не должна ограничиваться изучением функциональных зависимостей, а государственное регулирование сводится лишь к поддержанию условий конкуренции. Это слишком узкий подход. На первом плане должны находиться проблемы эволюции экономических систем, раскрывающие механизм происходящих изменений.

Методология экономической науки

В любом хозяйстве решается множество вопросов: какие блага производить, из каких ресурсов, с помощью какой технологии, как распределять полученные блага между участниками хозяйства. Причем в каждом хозяйстве решаться эти вопросы могут по-разному - в зависимости от тех или иных условий.

Экономическая теория занимается объяснением принципов, согласно которым может быть организовано производство и распределение благ в хозяйствах различных обществ.

Вообще говоря, экономическая теория должна объяснить ВСЁ, что происходит в хозяйстве. Она должна объяснить, почему хозяйство устроено именно так, а не иначе. Она должна уметь определять возможные причины любого события (например, почему в таком-то году выросла заработная плата архитекторов в городе Ульяновске). А также последствия любого события (например, к чему приведет возможное увеличение цены нефти).

Каким образом экономическая теория может справиться со всеми этими задачами? С помощью построения теоретических моделей - воображаемых экономических систем, состоящих из воображаемых людей, которым нужно принимать решения по поводу воображаемого производства, обмена или потребления. Теоретическая модель является как бы мысленным экспериментом, в ходе которого определяется развитие событий в некоторой заданной совокупности условий.

Экономист может представить себе, например, воображаемый остров с воображаемым запасом ресурсов, поместить на него воображаемого человека с воображаемым набором желаний и попытаться определить, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК будет этот человек делать для удовлетворения своих желаний. Для чего нужен такой мысленный эксперимент? Теоретическая модель наделяется характеристиками реального хозяйства, и, следовательно, результат мысленного эксперимента должен соответствовать действительному развитию событий в настоящем хозяйстве. Таким образом, теория позволяет определить, как будет развиваться реальная экономическая система в тех или иных условиях.

Позитивные и нормативные теории

Экономическая теория может быть позитивной или нормативной - в зависимости от вопросов, на которые она отвечает. Позитивная экономическая теория изучает реальное состояние хозяйства и то, как это состояние может изменяться в результате тех или иных событий. Позитивная теория строится на изучении причинно-следственных связей и рассуждает по принципу "если - то". Например, "если увеличится цена молока, люди станут меньше его покупать, "если фирма будет получать большую прибыль, она может расширить производство* и так далее. При этом позитивная теория не оценивает все эти события с точки зрения "хорошо" или "плохо" и подходит к ним беспристрастно. Нормативная экономическая теория отвечает на вопрос, как должно быть устроено хозяйство, и оценивает все события с точки зрения "хорошо" или "плохо". Нормативная теория строится на одном или нескольких главных утверждениях (например, "все люди должны быть равны"), из которых потом выводится устройство всего хозяйства (например, "собственность должна принадлежать всем поровну", "все должны работать одинаковое время и получать одинаковую зарплату" и т. д.).

Нормативная теория любое событие может оценивать (говорить, хорошо это или плохо) с точки зрения соответствия этому "идеальному" состоянию. Например, "повышение цены молока - это плохо, так как люди должны иметь возможность покупать дешевое молоко" или "расширение производства - это хорошо, так как больше людей получат работу".

Таким образом, позитивная теория изучает то, что ЕСТЬ, а нормативная теория - то, что ДОЛЖНО БЫТЬ.

Прикладная экономика

Экономическая теория изучает хозяйство как бы со стороны. Но в то же время люди, которые являются действительными участниками хозяйства, с давних пор занимаются выработкой принципов своего поведения и по-своему изучают то же самое хозяйство изнутри.

Прикладной экономикой называется совокупность дисциплин о практических действиях в реальном хозяйстве.

Все действующие лица в хозяйстве делятся на три большие группы: фирмы, потребители и государство. Поэтому и прикладная экономика тоже.делится на три большие части - в зависимости от того, чьи действия являются предметом изучения: прикладную экономику фирмы, домоводство и теорию экономической политики.

Прикладная экономика фирмы - совокупность дисциплин, определяющих действия различных управляющих любой фирмы. Этот комплекс дисциплин включает в себя такие важные предметы, как маркетинг, финансы, планирование производства, управление персоналом, бухгалтерский учет и т. д.

Поскольку все эти дисциплины направлены на одну цель - увеличение прибыли фирмы, прикладную экономику фирмы называют еще теорией бизнеса (от англ. business - буквально "дело, занятостью, в переносном смысле "зарабатывание денег).

Домоводство - совокупность знаний о ведении домашнего хозяйства (планировании бюджета, осуществлении покупок, организации потребления и т. д.). Любое домашнее хозяйство выполняет эти действия, и принципы, которыми оно может руководствоваться при этом, составляют предмет науки домоводство.

Теория экономической политики - совокупность знаний о регулировании хозяйства государством (регулирование денежного обращения, рынка капиталов, внутренней и внешней торговли, взимания налогов, распределение бюджета, стимулирование развития отдельных отраслей и т. д.).

В чем состоит деятельность экономистов? Какие цели они преследуют? Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем.

Цели можно кратко сформулировать следующим образом:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря - более высокий уровень жизни.

2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . Мы хотим получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов. .

4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к поддержанию разумного баланса нашей международной торговли и международных финансовых сделок.

Этот перечень широко признанных целей создает базу для постановки ряда существенных вопросов. Цели могу быть как взаимодополняемыми в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости (2-я цель) явно означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низких доходов (6-я цель) и экономической необеспеченности (7-я цель). А так же, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Некоторые, например, те силы, которые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию.

Рассмотрим методы используемые экономистами. Сначала экономист выявляет и собирает факты, которые относятся к рассмотрению конкретной экономической проблемы. Эту задачу иногда называют "описательной, или эмпирической, экономической наукой" (блок 1). Экономист устанавливает также экономические принципы, то есть выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией или "экономическим анализом" (блок 2).

Как показано на рисунке 1, в изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что экономисты применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Под индукцией мы подразумеваем "выкристаллизовывание", или выведение, принципов из фактов. Здесь мы начинаем с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. На рисунке 1индуктивный метод изображен левой стрелкой, направленной вверх от блока 1 к блоку 2. Дедуктивный , или гипотетический, метод решает задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяет или отвергает данную теорию, обратившись к фактам. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам. Этот метод изображен на рисунке 1-1 стрелкой, направленной вниз от блока 2 к блоку 1.

Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и

систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.

Рисунок 1 Связь между фактами, принципами и политикой в экономике.

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики, экономисты должны применять индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но также и для выработки экономической политики.

Наконец, общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют "прикладной экономической наукой" или экономической политикой (блок 3).

Задача экономической теории или анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории - конечный результат экономического анализа - вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. "Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны"".

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов

Экономические принципы - это обобщения, которые, как вытекает из самого термина, содержат в себе несколько неточные количественные определения. Например, когда экономисты говорят, что в 1999 г. среднее домашнее хозяйство получило доход в сумме около 32 тыс. дол., они тем самым делают обобщение. Здесь признается, что некоторые домохозяйства заработали намного больше этого, а значительная их часть намного меньше. Экономические обобщения часто выражаются также в форме вероятностей. Скажем, исследователь может предположить, что с вероятностью в 95% снижение подоходного налога на один доллар приведет повышению прибыли многих фирм.

При построении своих обобщений используется термин допущение "при прочих равных условиях" . Иными словами, они допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемой связи. Проиллюстрируем это на следующем примере: при выяснении связи между ценой продукта Х и купленным количеством этого продукта чрезвычайно важно принять допущение, что из всех факторов, которые способны повлиять на купленное количество Х (скажем, цена X, цены других товаров, доходы и вкусы потребителей), лишь цена Х изменяется. При этом экономист оказывается в состоянии сосредоточить свое внимание на отношении "цена Х - закупки X", игнорируя влияние других переменных.

Экономические принципы или теории неизбежно оказываются абстракциями . Экономисты строят свои теории с целью обнаружить смысл в хаотическом наборе фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, то есть с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, обобщать - значит абстрагировать или намеренно упрощать; обобщение в экономике имеет практическое значение, а поэтому такое же значение имеет и абстракция. Экономическая теория - это модель, упрощенная картина или схема какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали действительности. Наконец, теории - хорошие теории - основываются на фактах, и поэтому они реалистичны. Теории, которые не согласуются с фактами, попросту плохие теории.

При анализе различных данных используется такой метод как корреляция - это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что, когда возрастает X, возрастает также и Y. Но это не обязательно означает, что Х служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие.

Макроэкономика и микроэкономика.

Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Здесь, не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Неудивительно поэтому, что макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т. д. Короче говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес.

С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Когда экономист обращается к такому уровню анализа, он, фигурально выражаясь, помещает экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, фирма или домохозяйство - и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т. д. В микроэкономике мы изучаем уже не лес, а деревья.

Ответ на этот вопрос следующий: позитивная экономическая наука предполагает изучение и объяснение существующих событий и связей между ними. Фактически, исследования затрагивают те явления в экономике, которые происходят в настоящий момент времени.

Как правило, экономическая теория занимается тем, что дает объяснение процессам экономики и способам решения различных задач. Однако при этом она не предоставляет никаких конкретных рекомендаций. Такой способ изучения экономических процессов называют позитивным. Это аналитическая часть экономики.

К примеру, утверждение: «товарооборот сократился на 20 %» — позитивное. Оно только информирует, но не говорит о каком-либо решении, как, допустим, фраза: «товарооборот нужно увеличить».

Что такое нормативная экономическая теория?

В свою очередь нормативный характер экономической науки заключается в выработке политики или плана действий с целью принятия рациональных решений. Нормативная экономическая теория дает конкретные рекомендации относительно фактической ситуации в сфере экономики.

Можно сказать, что нормативная экономическая теория отвечает на вопрос «что делать». Она охватывает не только знания, но и фактические показатели, руководствуясь информацией, полученной посредством применения позитивной экономики.

Это направление науки помогает определять цели общества в экономической сфере. Если речь идет о микроуровне, то цель нормативной теории в создании корректного рыночного механизма, который будет регулироваться государством. На макроуровне целью является экономический рост, понижение уровня безработицы, общий баланс и стабильность.

Отличия между позитивной и нормативной экономической теорией

Нормативная экономическая теория в отличие от позитивной предоставляет решения проблемы и устанавливает, какие критерии желательны, а каких стоит избегать. Если позитивная теория говорит о том, что есть, то нормативная определяет, как должно быть или как следует действовать дальше, исходя из существующих данных.

Нормативная теория призвана изменить негативные проявления действующей экономической системы. Это часть экономики вызывает множество споров среди специалистов.

c. что есть;

Какая из школ экономической теории была исторически первой

c. меркантилизм;

Исследование экономики как целостной системы означает:

c. макроэкономический анализ;

Какая из перечисленных экономических целей имеет точное

количественное измерение:

d. полная занятость;

Представители какого течения видели причины богатства в торговле:

d. меркантилисты;

Основными факторами производства являются:

d. труд, капитал, земля;

Капитал – это:

d. используемые произведенные средства производства;

Главное отличие продукта от услуги заключается в следующем:

Выберите один ответ:

a. можно перемещать во времени и пространстве.

Эффективность производства характеризует:

b. отношение между полученным результатом и затратами на него;

Производительность труда – это:

Выберите один ответ:

a. количество благ, произведенных работником в единицу времени;

Трансакционными издержками называют:

d. затраты, связанные не с производством как таковым, а с потреблением;

Количество благ, от которых надо отказаться, чтобы получить больше необходимых нам благ называется:

d. альтернативные издержки

Альтернативные издержки по мере увеличения объема производства в условиях ограниченности и специфичности ресурсов будут:

d. возрастать;

Утверждение, что при прочих равных условиях дополнительная единица данного фактора дает худший результат, отражает содержание:

b. закона убывающей производительности;

Экономическая эффективность означает:

Выберите один ответ:

a. никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения других;

Проблема «что производить»:

d. может рассматриваться как проблема выбора точки на кривой производственных возможностей

Затраты, связанные с преобразованием ресурсов в процессе создания благ называются:

Выберите один ответ:

a. трансформационные издержки

c. альтернативные издержки

d. экономические издержки

Кривая производственных возможностей показывает различные

комбинации двух продуктов при:

c. полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной
технологии;

Экономика страны эффективна, если в ней достигнуты:

c. и полная занятость, и полное использование производственных
ресурсов.

Кривая производственных возможностей не объясняет:



Выберите один ответ:

d. стоимость производимой продукции.

Если экономика движется по выпуклой кривой производственных

возможностей вправо и вниз, то это значит, что:

d. альтернативные издержки повышаются;

Важной характеристикой экономических благ является:

редкость

Что не относится к факторам производства:

Что подразумевается под таким фактором производства как капитал?

Выберите один ответ:

c. деньги;

Альтернативные издержки нового кинотеатра – это:

b. цена других товаров и услуг, производство которых «принесено в
жертву» строительству этого кинотеатра;

Собственность – это:

a. исторически определенный способ присвоения благ;

Закрепление определенных прав собственности за отдельными субъектами называется:

c. спецификация;

Сколько элементов в полном «пучке прав»?

Что не относится к объектам собственности:

d. трудовой коллектив;

Что подразумевается под таким правом собственности, как владение?

b. физическое обладание вещью;

Собственность – это:

d. отношение людей по поводу производства вещей;

Что из перечисленного не относится к субъектам собственности:

b. рабочая сила человека;

Право собственности предполагает:

c. владение, пользование, распоряжение

Что из перечисленного не относится к объектам собственности:

a. жизнь человека;

Что подразумевается под таким правом собственности, как пользование?

d. право производительного или личного потребления имущества;

Что подразумевается под таким правом собственности, как распоряжение?

a. право изменять присвоенность имущества;

Что не относится к правам собственности:

a. покупка;

Текст вопроса

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 10 руб. до 20 руб., что привело к уменьшению его продаж с 9 тыс. штук до 6 тыс. штук. Какова эластичность спроса по цене у данного товара?:



Функция спроса на товар: Q D = 20 – 3P; функция предложения данного товара: Q S = ‑ 4 + P. Равновесная цена товара будет равна:

Выберите один ответ:

Функция спроса на товар: Q D = 10 – P; функция предложения данного товара: Q S = ‑ 6 + 3P. Q D и Q S – соответственно объемы спроса и предложения в тыс. штук, Р – цена в рублях. Определить равновесный объем продаж данного товара

a. 6 тыс. штук;

Эффективность рынка становится максимальной, если:

d. сумма ренты покупателей и продавцов достигает максимального значения.

Предложение кофе увеличится, если (при прочих неизменных условиях):

b. будут снижены экспортно-импортные пошлины на кофе;

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 500 руб. до 600 руб., что привело к уменьшению его продаж на 10% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность спроса по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени цена товара снизилась с 500 руб. до 450 руб., что привело к уменьшению предложения на 15% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность предложения по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 300 руб. до 350 руб., что привело к уменьшению его продаж с 5 тыс. штук до 4 тыс.штук. Какова эластичность спроса по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени рыночная цена товара повысилась с 15000 руб. до 16000 руб., что привело к увеличению предложения на 6% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность предложения по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

Начало формы

Провалы рынка требуют участия:

b. государства

Мероприятия, проводимые государством, направленные на устранение монополизации рынка:

a. защита конкуренции

Функции, выполняемые государством для повышения эффективности рыночного механизма:

c. защита конкуренции

Позитивная экономическая теория изучает

c. что есть;

Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

b. неограниченные производственные ресурсы;

Похожие публикации