Бизнес. Инвестиции. Финансы. Бюджет. Карьера

Суждения об экономическом росте и развитии. Экономический рост и развитие тест по обществознанию (11 класс) на тему. Вопросы для самопроверки

Можно использовать при повторении темы "Экономика" при подготовке к ЕГЭ. Подборка тестов из разных источников содержит задания всех встречающихся на экзамене видов заданий. Есть вариант тренировочный и вариант контрольный.


«Контроль по теме Экономика с ответами»

Контроль по теме «Экономика».

Фактор производства

Характеристика

…………………………

Ответ: труд

Ответ: коммерческая организация

1)

цифр ы, под которыми они

циф

цифры , под которы­ми они указаны.

цифры , под которыми они указаны.

цифры , под которыми они указаны.

Ответ: 345.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ

В) затраты на транспортировку

Г) расходы на топливо

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Г) сбалансированная

Д) ползучая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

B) потребительские ожидания

Г) цены на сопряжённые товары

Д) количество производителей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:12112

Г) избыточный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

фры , под которыми они указаны.

1) застойная 4) циклическая

2) фрикционная 5) сезонная

3) структурная в) скрытая

Ответ: 135.

циф ры, под которыми они указаны.

6) Изучает экономику региона.

S цифры, п од которыми они указаны.

1) рост доходов потребителей

S Р - цена товара, Q -

Запи­шите цифры , под которыми они указаны.

1) рост доходов населения

3) повышение цен на свинину

)

D Р - цена то­вара. Q

S 1 . (На графике Р - цена товара, Q

4) рост доходов населения

Р - цена товара, Q -

1) рост доходов потребителей

один

Список терминов:

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вамп слова.

Слова в ин раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) займ 4) инвестиция 7) собственность

Для записи ответов на задания этойной части(21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2

Запи­шите сначала номер задания (21. 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

в

О. И.

рыночной экономики.

Ответ: (В качестве примеров государственного регулирования рыночной экономики могут быть приведены: снижение Центральным банком размера учетной ставки процента (регулирование денежных отноше­ний); повышение косвенных налогов на ряд товаров (регулирование налогообложении); принятие за­кона о повышении минимального размера оплаты труда (правовое регулирование правоотно­шений) и др.)

40. Проанализируйте ситуацию.

Ответ: (Поскольку стоимость рабочей силы в странах Запала очень высока, американская компания по произ­водству сотовых телефонов предпочла перевести производство в те страны, которые располагают более дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силой (например. Китай и страны Восточной Европы. Подобный перенос производства свидетельствует о таком общемировом процессе, как глобализация экономики)

29. 1. Экономика

29.3 Экономика.

29.4 Экономика

Просмотр содержимого документа
«Контроль по теме Экономика»

Контроль по теме «Экономика».

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

Фактор производства

Характеристика

…………………………

использование в процессе производства товаров и услуг физических и умственных способностей людей

денежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемое при производстве товаров, услуг

Ответ: ___________

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех

остальных представленных понятий. Запишите ли слово(словосочетание).

Производственный кооператив; товарищество на вере; коммерческая организация; акционерное общество; государственное унитарное предприятие.

Ответ: _____________________

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, зa исключением двух, относятся к понятию «производитель».

1) эмиссия; 2) прибыль; 3) издержки; 4) девальвация: 5) конкуренция; в) инвести­ции.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, н запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _____________

4. Выберите верные суждения о глобализации и запишите цифр ы, под которыми они

1) Международная экономическая интеграция является одним из направлений глоба­лизации.

2) Процесс глобализации способствует развитию культурно-исторической специфики разных стран.

3) Переход от индустриального общества к информационному создал предпосылки возникновения феномена глобализации.

4)Глобализация стимулирует осуществление государствами крайних действий в политике. 5) К позитивным последствиям глобализации можно отнести концентрацию усилий

на разработке новых передовых технологий.

Ответ:_______________

5. Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) модернизация транспортной инфраструктуры 1) практическая

Б) осуществление научного открытия 2) духовная

B) инвестирование малого предпринимательства

Г) осуществление глобального моделирования

Д) проведение экономических реформ в обществе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _________________

6. Выберите верные суждения об инфляции и запишите циф ры, под которыми они ука­заны.

1) Эмиссия денег представляет собой наиболее эффективный метод снижения инфля­ции.

2) Последствием инфляции является уменьшение доходов тех, кто выплачивает за­долженности по фиксированным процентам.

3) Одна из непосредственных причин инфляции связана с чрезмерной монополизаци­ей на цены и затраты.

4) В зависимости от причин различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

5) Опасность инфляции состоит в том, что обесцениваются сбережения, снижается уровень жизни населения.

Ответ:________________

7. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры , под которы­ми они указаны.

1) Экстенсивный экономический рост обеспечивается за счёт более рационального ис­пользования прежнего объема ресурсов.

2) Экономическому росту способствует увеличение до определённого предела мас­штабов производства, позволяющее экономить ресурсы и наращивать объёмы вы­пуска продукции.

3) К интенсивным факторам экономического роста относит увеличение физического капитала фирм.

4) Интенсивным фактором роста и развития современной экономики является высококачественный человеческий капитал.

5) Стабильный экономический рост возможен за счёт повсеместного внедрения ин­новаций.

Ответ: ______________

8. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и за­пишите цифры , под которыми они указаны.

1) Факторы производства, которые человек использует для создания различных благ, в каждый момент времени ограничены.

2) 3емля и труд как факторы производства препятствуют увеличению объема эконо­мических благ.

3) Каждый фактор производства способен принести его владельцу доход.

4) Отличительной особенностью предпринимательства как фактора производства яв­ляется принятие инициативы соединения факторов производства в единый про­цесс.

5) Основанием для получения факторного дохода является стремление к максималь­ному производственному результату.

Ответ:_________________

9. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Центральный банк осуществляет эмиссию денег и является основным звеном фи­нансово-кредитной системы страны.

2) Все финансовые институты принимают вклады(депозиты).

3) Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.

4) Центральный банк устанавливает учётную ставку.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлению займов.

Ответ: ________________

10. Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.

2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование про­изводства.

3) Государство при рыночной экономике удовлетворяет потребности в общественных

товарах или общественных благах.

4) В рыночной экономике государство защищает интересы собственников.

5)Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами ры­ночного механизма.

Ответ: ________________

11. Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они ука­заны.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства.

2) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц. налог на на­следство.

3) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоев общества за счёт час­тичного перераспределения средств.

4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер.

5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика

Ответ: ______________

12. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответству­ющую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) В в стране Р. производители соревнуются 1) традиционная за наиболее выгод­ные условия

производства и продажи товаров 2) командная

Б) В стране Н. в условиях свободы предпринимательства у пот­ребителей 3) рыночная есть широчайший выбор товаров и услуг

B) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране К. является государство, частное предпринима­тельство находится под запретом

Г) в стране А. государство централизованно распределяет фак­торы производства и устанавливает цены товаров и услуг

Д) основа экономики страны Д. - сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: ________________

13. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосроч­ном периоде, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ

А) закупка полуфабрикатов 1) постоянные

Б) представительские расходы 2) переменные

В) затраты на транспортировку

Г) расходы на топливо

Д) затраты на переподготовку кадров

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

14. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем, к кото­рым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответству­ющую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) цены на товары определяются соотношением 1) командная спроса и предложения 2) рыночная

Б) основные средства производства принадле­жат государству

B) экономические пропорции устанавливают­ся централизованно

Г) развитие производства основывается на конкуренции производителей

Д) периодически возникает дефицит товаров

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

15. Установите соответствие между видами инфляции и основами их классификации; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

А) открытия 1) характер протекания

Б) галопирующая 2) зависимость от темпа роста цен

В) подавленная 3) степень расхождения роста цен по различным товарным группам

Г) сбалансированная

Д) ползучая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

16. Установите соответствие между факторами влияния (на спрос и предложение) и эле­ментами рыночного механизма: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

A) религиозные предпочтения 1) спрос

Б) цены на ресурсы 2) предложение

B) потребительские ожидания

Г) цены на сопряжённые товары

Д) количество производителей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

17. Установите соответствие между видами рынков и основами их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

ТИПЫ РЫНКОВ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

А) розничный 1) характер продаж

Б) олигополии 2) уровень насыщенности

R ) равновесный 3) тип конкуренции

Г) избыточный

Д) монополистической конкуренции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

18. Из-за установки в троллейбусе кассовых автоматов для оплаты проезда кондуктор Ф.

был уволен из автопарка и полностью потерял работу. В течение полутора лет он не мог

найти постоянной работы, выполнял временные случайные поручения по обслуживанию близлежащего продуктового магазина. В летнее время года он устраивался на рабо­ту в строительную компанию, которая приносила доход.

Выберите из приведённого списка характеристики, связанные с безработицей этого гражданина, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) застойная 4) циклическая

2) фрикционная 5) сезонная

3) структурная в) скрытая

Ответ: ___________________

19. В стране Д. сложилась двухуровневая банковская система, в которой верхний уро­вень занимает Центральный банк. Какие функции относятся к Центральному банку? За­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) предоставление ссуды под имущественный залог

2) лицензирование деятельности финансовых организаций

3) предоставление кредитов коммерческим банкам

4) привлечение и хранение свободных денежных средств населения

5) обслуживание расчётов предприятий

6) установление нормы обязательных резервов

Ответ: ____________________

20. Государство П. стремится удовлетворить покупательные потребности населения сво­ей страны, используя внешнюю торговлю. По каким признакам можно установить, что это государство в области внешней торговли проводит политику свободной торговли? За­пишите циф ры, под которыми они указаны.

1) Осуществление защиты национальных производителей.

2) Повышение таможенных пошлин на импорт.

3) Привлечение иностранных производителей.

4) Последствием выступает падение отечественного производства.

5) Результатом является увеличение занятости в национальной экономике.

6) Последствием становится борьба за улучшение качества и эффективности произ­водства.

Ответ: ____________________

21. Фонд «Л.» занимается вопросами состояния и развития экономики в целом, экономи­ческого здоровья страны и миря. По каким признакам можно установить, что речь идёт о макроэкономике? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Имеет дело с проблемой экономических кризисов.

2) Исследует влияние цены на отдельные элементы хозяйства.

3) Рассматривает действие трёх субъектов экономической жизни: фирмы, домашнего хозяйства и государства.

4) Изучает вопросы повышения занятости населения.

5) Анализирует процессы производства и потребления отдельных товаров на от­дельных рынках.

6) Изучает экономику региона.

Ответ: ___________________

22. На графике отражено изменение предложения на рынке кухон­ной мебели: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1. (На графике P - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое измене­ние? Запишите цифры, п од которыми они указаны.

1) рост доходов потребителей

2) снижение цен на кухонную мебель

3) уменьшение стоимости комплектующих для кухонной мебели

4) снижение налогов на производителей кухонной мебели

5) рост популярности новых моделей кухонной мебели.

Ответ:________________.

23. На графике отражено изменение предложения на рынке свини­ны: кривая предложения переместилась из положения S в положе­ние S 1. (На графике Р - цена товара, Q - количество товара.) Какие из перечисленных, факторов могут вызвать такое изменение?

Запи­шите цифры , под которыми они указаны.

1) рост доходов населения

2) увеличение налогов на импортёров свинины

3) повышение цен на свинину

4) снижение цен на куриное мясо 5) уменьшение количества переработчиков свинины

Ответ: ____________________

24. На графике отражено изменение спроса на рынке мебели: кривая спроса D переместилась в новое положение D 1. (На графике Р - цена то­вара. Q - количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) снижение доходов потребителей

2) повышение налогов на производителей мебели

3) увеличение объема транспортных услуг

4) ожидание начала рождественских распродаж

5) уменьшение издержек производителей мебели

Ответ: ____________________

25. На графике отражено изменение предложения на рынке жилья: кривая предложения переместилась из положении S в положение S 1 . (На графике Р - цена товара, Q - количество товара.) Какие из пе­речисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие программ кредитования покупки квартир

2) увеличение прибыли продавцов строящегося жилья

3) разорение ряда строительных фирм

4) рост доходов населения

5) повышение стоимости строительных материалов

Ответ:____________________

26. На графике отражено изменение предложении на рынке банковских услуг: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1 (На графике Р - цена товара, Q - количество това­ра). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое измене­ние? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рост доходов потребителей

2) разорение нескольких крупных банков

3) увеличение количества клиентов в банковском секторе

4) рост популярности банковских услуг

5) повышение налоговой нагрузки на банковский сектор

Ответ:______________________

27. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им предложили оценить количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов в их населённых пунктах.

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом описке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных продуктов, в стране Z меньше, чем в стране Y .

2) Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше импортных продуктов, в стране Z больше, чем в стране Y .

3) В стране Z половина опрошенных отметили, что в магазинах примерно равное количество отечественных и импортных продуктов.

4) Равные доли опрошенных в обеих странах затруднились оценить количество отечественных и импортных продуктов в магазинах.

5) В стране Y одинаковые доли опрошенных отметили, что в магазинах больше импортных продуктов и что в магазинах примерно равное количество отечественных и импортных продуктов.

Ответ:____________________

28. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Фондовая __________(А) представляет собой место, где происходит купля-продажа

ценных бумаг. Её деятельность в развитых странах находится под жёстким контролем со стороны____________(Б). Из средней____________(В) заключённых на ней сделок скла­дывается ____________ (Г) ценных бумаг (акций и ____________ (Д)), выпущенных от­дельными ____________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один pa з. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) курс 4) государство 7) биржа

2) контракт 5) компания 8) информация

3) цена 6) инфраструктура 9) облигация

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вамп слова.

Ответ: _______________________

29. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Монетарная политика - это проводимые правительством через Центральный банк

меры в области денежного обращения и____________(А), направленные на обеспечение

устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной

политики - помощь экономике в достижении такого уровня ____________ (Б), который

обеспечит полную____________(В) и отсутствие____________(Г). Операции на открытом

рынке проводит Центральный банк, который продаёт государственные ценные бумаги, выплачивая по ним высокий __________(Д), привлекает средства инвесторов для пок­рытия бюджетного ___________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) процент 4) депозит 7) ипотека

2) дефицит 5) производство 8) инфляция

3) занятость 6) кредит 9) модернизация

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вамп слова.

Ответ: _______________________

30. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слои. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

"Международная миграция капитала осуществляется в трёх основных формах: пря­мые частные___________(А), государственные __________(Б), кредиты международ­ных финансовых организаций. При этом учитываются такие характеристики местного рынка, как его доступность, качество рабочей силы, валютный риск, защита интеллекту­альной ___________(В), государственное___________(Г) и многое другое. Для привлече­ния вложений и___________(Д) в наиболее отсталые (проблемные) регионы создаются территории с льготным режимом хозяйствования - свободные экономические _____(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) займ 4) инвестиция 7) собственность

2)технологии 5) лицензия 8) район

3) услуга б) зона 9) урегулирование

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ: _______________________

Для записи ответов на задания этой части(31-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2

Запи­шите сначала номер задания (31. 32 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 31-34.

«...Современный труд интенсифицируется. Логика движения к успеху, к доступу до благ определяет самопроизвольное, спонтанное разрастание объёма труда в жизни совре­менного человека. Труд уплотняется во времени, а также размножается - удваивается, утраивается и т. д. Современному работнику - квалифицированному специалисту, дол­го, с большими усилиями подготавливавшему возможность своей карьеры, все реже уда­ётся контролировать процесс потребления обществом» его труда. «Вложения, должны окупиться, и желательно поскорее. И поэтому человек, удовлетворённый востребован­ностью своего труда, втягивается во всё большее количество трудовых практик. «Размно­жающийся» труд неизбежно становится более поверхностным.

Отчуждение труда продолжается. Хотя и принимает новые формы. Пока речь шла об одной - внутренней - форме отчуждения вследствие усложнения восприятия труда вос­требованными, занятыми и тем самым находящимися в привилегированном положении.

Другая форма отчуждения труда - внешняя, буквальная - безработица. (.....) Она на­чинается с того момента, как труд выходит за рамки натурального производства, развива­ется в индустриальном обществе и приобретает в постиндустриальном обществе совершен­но особый характер. Прежде всего за счёт того, что мощно разрастается» (Козлова О. И. Труд в социальной жизни // Социально-гуманитарные знания. 2003. №6. С. 111-112.),

31. На основании текста выпишите признаки современного труда.

32. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Формы отчуждения труда

Внутренняя

Их сущность.

35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции, и одно предложение, раскрывающее одну из возможных мер антиинфляционной политики.

36. Раскройте на трёх примерах различные проявления государственного регулирования

рыночной экономики.

37. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отно­шений в экономике и проиллюстрируйте каждую из них примером.

38. Назовите два вида затрат фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте каж­дый из них соответствующим примером.

39. Назовите любые три фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстри­руйте каждый из них соответствующим примером.

40. Проанализируйте ситуацию.

Американская компания по производству сотовых телефонов сократила 15 тыс. рабо­чих мест и вынесла значительную часть производства в Китай и страны Восточной Евро­пы (за предыдущие два года компания сократила 25 тыс. рабочих мест). При этом безра­ботица в США на данный момент составила 9 процентов.

Каковы причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс, прояв­лением которого служат приведённые и аналогичные факты.

41. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Определить проблему. Подобрать аргументы.

29. 1. Экономика

«Бизнес - это сочетание войны и спорта» (А. Моруа).

29. 2. Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира. (А. Смит).

29.3 Экономика.

Повышение технического уровня промышленности повышает ее возможности, ее конкурентоспособность» (М. Конотопов).

29.4 Экономика

«Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на бла­госостоянии других слоев населения» (А. Кравченко).

Раздел 1. Человек и экономика. Тема 2. // Экономический рост и развитие. Вариант 1.
Задания с выбором ответа
1.Укажите фактор, сдерживающий экономический рост
1) уменьшение цен на производственные ресурсы;
2) снижение налогов на прибыль;
3) совершенствование технологии и организации производства;
4) увеличение степени монополизации рынков.
2. К внутренним (эндогенным) причинам экономических циклов не относится (-ятся)
1)закономерности функционирования кредитно-денежной системы;
2) взаимодействие с другими странами;
3) колебания предложения труда и заработной платы;
4) периодичность обновления основных производственных фондов.
3. Верны ли следующие суждения о цели экономического роста?
А. Целью экономического роста является повышение материального благосостояния населения.
Б. Целью экономического роста является поддержание национальной безопасности.

4. Верны ли следующие суждения о кризисе перепроизводства


1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. В стране Н. произошло расширение производства до его предкризисного уровня. Активизировалась финансовая деятельность. Имеет место сокращение безработицы. Началось циклическое повышение цен и ставки процента, вызванное ростом хозяйственной активности. Какая фаза цикла характерна для экономики страны Н.?
1) подъём; 2) спад; 3) депрессия; 4) оживление.
6. В экономике страны С. применяются прогрессивные технологии, что является одним из важнейших факторов экономического роста. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране С. имеет место интенсивный тип экономического роста?



Задания с кратким ответом.

Факторы экономического роста






2)интенсивный
Б) повышение уровня образования и квалификации работников В) повышение объёма инвестиций при использовании неизменных техники и технологий Г) повышение эффективности использования рабочей силы Д) увеличение числа занятых работников 3. Найдите в приведенном списке внутренние (эндогенные) причины экономических циклов и запишите цифры, под которыми они указаны: 1) миграция населения; 2) монетарная политика правительства; 3) сокращение производства, вызванного ростом объёмов товарной продукции; 4) революции и другие политические события; 5)изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса; 6) изменения в технологии, изобретения, инновации.Раздел 1. Человек и экономика. Тема 2. // Экономический рост и развитие. Вариант 2.
Задания с выбором ответа
1.Повторяющиеся на протяжении ряда лет подъёмы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью, называются
1) экономическим развитием; 3) экономическим циклом;
2) экономическим ростом; 4) макроэкономическим равновесием.
2. К факторам, способствующим экономическому росту, относится (-ятся)
1) рост предпринимательских способностей в обществе;
2) увеличение цен на производственные ресурсы;
3) уменьшение возможности получения кредита;
4) все перечисленное.
3. Верны ли следующие суждения о кризисе перепроизводства
А. Кризис перепроизводства может служить основой экономического обновления и подъема производства на более высокий уровень.
Б. Кризис перепроизводства приводит только к разрушительным последствиям для экономики.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения о способах измерения экономического роста?
А. Способом измерения экономического роста являются темпы роста реального объёма ВВП.
Б. Способом измерения экономического роста являются темпы увеличения ВВП в расчёте на душу населения.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. В экономике страны С. применяются прогрессивные технологии, что является одним из важнейших факторов экономического роста. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране С. имеет место интенсивный тип экономического роста?
1) разрабатываются новые месторождения;
2) осуществляется перераспределение ресурсов;
3) осуществляется прием дополнительных рабочих;
4) увеличиваются площади обработанных земель.
6. Экономика страны Г. характеризуется ростом заработной платы, расширением покупательского спроса. Открытием новых предприятий. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Г. имеет место фаза экономического подъёма?
1) рост цен на товары; 3) сокращение производственных инвестиций;
2) рост безработицы; 4) снижение спроса на кредит.
Задания с кратким ответом.
Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Факторы экономического роста
Наименование фактора Их состав
Труд Количество трудоспособного населения, уровень образования людей, их квалификация, состояние здоровья, характер труда
… Здания, станки, оборудование, деньги, материалы.
2. Установите соответствие между факторами экономического роста и его путями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Факторы экономического роста Пути экономического роста
А) устранение потерь ресурсов 1) экстенсивный
2)интенсивный
Б) повышение уровня образования и квалификации работников В) повышение объёма инвестиций при использовании неизменных техники и технологий Г) повышение эффективности использования рабочей силы Д) увеличение числа занятых работников 3. Найдите в приведенном списке внутренние (эндогенные) причины экономических циклов и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) миграция населения; 2) монетарная политика правительства; 3) сокращение производства, вызванного ростом объёмов товарной продукции; 4) революции и другие политические события; 5)изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса; 6) изменения в технологии, изобретения, инновации.
Раздел 1. Человек и экономика. Тема 2. // Экономический рост и развитие. Задания с выбором ответа
Вариант 1.
Задания с выбором ответа.
1.4
2.2
3.3
4.1
5.4
6.2
Задания с кратким ответом.
1. капитал
2. 22121
3. 235
Вариант 2.
Задания с выбором ответа.
1.3
2.1
3.1
4.3
5.2
6.1
Задания с кратким ответом.
1. капитал
2. 22121
3. 235

Подробное решение Параграф § 3 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Как экономический рост влияет на развитие общества и человека? Чем экономический рост отличается от экономического развития? Почему экономика развивается циклами?

Экономический рост - это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

Объем основного капитала;

Новые технологии.

Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство. Следует отметить важную особенность инвестиций: в момент своего осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующие периоды - совокупное предложение, так как увеличивают объем производственных мощностей.

Для экономического роста важным фактором является научно-технический прогресс, так как он позволяет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно и способствует повышению производительности труда.

Экономическое развитие - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения материальных благ. Это процесс улучшения качества всех человеческих жизней и возможностей повышения уровня жизни, самоуважения и свободы.

Экономические циклы - колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющемся сжатии (экономическом спаде, рецессии, депрессии) и расширении экономики (экономическом подъёме). Циклы носят периодический, но, обычно нерегулярный характер. Обычно (в рамках неоклассического синтеза) интерпретируются как колебания вокруг долгосрочного тренда развития экономики.

Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъёмы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах этим может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут стать форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия). Предвидя изменение экономической обстановки в худшую или лучшую сторону, домохозяйства и фирмы массово начинают экономить или больше тратить. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос, уменьшается или увеличивается оборот розничной торговли. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объём производства, занятость. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление. То есть вся экономика колеблется, стремясь прийти в равновесие.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Чем характеризуется экономический рост?

Факторами экономического роста являются:

Количество и качество природных ресурсов;

Количество и качество трудовых ресурсов - производительность труда, образование и профессиональная подготовка;

Объем основного капитала;

Новые технологии.

Перечисленные факторы способствуют физическому росту производства, но также необходимо, чтобы происходило использование, или потребление, возросшего ВВП. Поэтому рост зависит также от факторов спроса (повышение уровня совокупных расходов) и факторов распределения (эффективное использование ограниченных ресурсов в различных отраслях).

Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство.

Вопрос 2. Увеличивает ли экономический рост доходы от налогообложения? За счёт чего?

Сам по себе экономический рост увеличивает доходы от налогообложения и сокращает необходимость в расходах на социальные нужды, таких, как пособия по безработице.

Вопрос 3. Каким образом экономический рост сокращает необходимость в расходах на социальные нужды?

За счет того, что создаются новые рабочие места, безработица снижается.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что понимается под экономическим ростом страны и как он измеряется?

Экономический рост - это количественная сторона развития экономической системы, характеризующаяся расширением её (системы) масштабов. Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. При этом особо выделяют равновесный сбалансированный рост, т. е. такой рост экономики, при котором темпы развития отраслей или секторов экономики внутренне согласованы.

Наиболее распространённая мера экономического роста - темпы изменения валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП) в расчёте на душу населения (с учётом изменения цен). Увеличение ВНП за счёт более высоких цен текущего периода, т. е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост.

Экономический рост принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных (в виде процента или коэффициента к величине предшествующего периода).

Абсолютный прирост показывает, насколько уровень текущего периода выше или ниже базисного. Он может иметь положительный или отрицательный знак. Например, если в данном году реальный ВНП составил 120 млн р., а в предыдущем 100, то абсолютный прирост как разность последующего и предыдущего уровней ряда динамики составит 20 млн р.

Темпом роста называется отношение последующего уровня к предыдущему или какому-либо другому, принятому за базу сравнения. Темп роста всегда имеет положительный знак.

При темпах роста, меньших 100%, или единицы, получаются отрицательные темпы прироста. Для нашего примера темп роста равен 120%, или 1,2 раза, а темп прироста равен 20%, или 0,2 раза.

Вопрос 2. Назовите факторы экстенсивного и интенсивного роста.

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном рост достигается за счёт количественного увеличения ресурса. Рост конечного продукта общества сопровождается таким же и даже большим ростом затрачиваемых ресурсов.

Экстенсивный путь:

Увеличение числа занятых работников

Увеличение объёма инвестиций (вложений) при использовании неизменных техники и технологий

Увеличение объёма потребления сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов

Интенсивный путь:

Использование новейших технологий и принципиально новой техники

Повышение уровня образования и квалификации работников

Повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов

Улучшение организации труда и производства

Устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.)

К экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

При интенсивном типе рост достигается за счёт развития и освоения современных достижений науки и техники, увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования сырья и материалов (обычно при сочетании всех этих факторов). Интенсивные факторы роста становятся преобладающими.

В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие. Например, может происходить одновременно и прирост количества рабочей силы, и повышение её качества или расширение поля производства и совершенствование технической базы производственного процесса. В зависимости от того, какой способ преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста.

Вопрос 3. Чем экономический рост отличается от экономического развития?

Понятие «экономический рост» близко к понятию «экономическое развитие», но не тождественно ему. Рост есть составляющая экономического развития, которое понимается как процесс, включающий периоды роста и спада, количественных и качественных изменений в экономике. Рост - это положительная динамика экономики. Спад - отрицательная динамика как экономики в целом, так и отдельных её фаз, сфер, секторов, факторов и элементов.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и повышение качества жизни населения.

Вопрос 4. Какова система показателей экономического развития страны?

Известны различные модели экономического развития. Но при всём многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:

Общий объём реального ВВП;

ВВП/ВНП на душу населения;

Отраслевая структура экономики;

Производство основных видов продукции на душу населения;

Уровень и качество жизни населения;

Показатели экономической эффективности.

Если объём реального ВВП (ВНП) характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП (ВНП) на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.

Уровень экономического развития страны - это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и мирового сообщества в делом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.

В рамках Программы развития ООН для характеристики уровня развития человеческого потенциала проводятся специальные расчёты с помощью так называемого индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП (10) - это интегральный показатель, рассчитываемый как усреднённое значение следующих трёх обобщённых показателей:

индекса 1Х - ожидаемой продолжительности жизни (долголетия), определяемого как продолжительность предстоящей жизни при рождении;

индекса 12 - достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней;

индекса 13 - уровня жизни, определяемого как скорректированный реальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС в долл.).

ИРЧП представляет собой среднюю величину от деления суммы всех индексов на три. Основное назначение этого индикатора - показывать, в каком направлении осуществляется развитие в той или иной стране (регионе) и как различаются страны (регионы) в накоплении и развитии человеческого потенциала.

Вопрос 5. Чем характеризовались кризисы XIX в?

Кризисы характеризовались резким падением производства, ростом уровня безработицы, банкротствами многих предприятий, падением покупательной способности населения.

Вопрос 6. Как государство может воздействовать на экономический цикл?

Существуют 2 метода антициклического регулирования.

В первом случае огромную роль имеет бюджетная политика, здесь манипулируют расходами и налогами (если всё плохо, то налоги понижаются, а расходы государства возрастают, если всё хорошо, то наоборот).

Во втором случае рассматривается кредитно-денежная политика, то есть меняются ставки процента за кредит и количество денег в обороте страны.

Методами фискальной и денежно-кредитной политик.

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. В приведённой ниже таблице вы найдёте индексы, характеризующие уровень жизни населения субъектов Российской Федерации (2008). Вычислите индекс развития человеческого потенциала этих субъектов и сравните с показателями по России в целом.

Россия – 0,825; Москва – (0,797+0,999+0,991)/3=0,929; Санкт-Петербург – (0,758+0,999+0,875)/3=0,877; Тульская обл. – (0,674+0,892+0,787)/3=0,784; Республика Алтай – (0,669+0,884+0,690)/3=0,747; Республика Тыва - (0,591+0,888+0,671)/3=0,717

Вопрос 2. Выберите верное суждение. Экономический рост измеряется как:

а) увеличение реального объёма национального производства за определённый период времени.

Вопрос 3. Охарактеризуйте факторы и показатели экономического роста.

Факторами экономического роста являются:

Количество и качество природных ресурсов;

Количество и качество трудовых ресурсов - производительность труда, образование и профессиональная подготовка;

Объем основного капитала;

Новые технологии.

Различают интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста:

Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса. Например, неоправданное увеличение численности организации может привести к избытку рабочей силы и к снижению производительности труда. Также к экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики, как индустриальной, так и инновационной является высококачественный человеческий капитал.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Похожие публикации