Бизнес. Инвестиции. Финансы. Бюджет. Карьера

Индексы дефляторы минэкономразвития на годы. Индекс-дефлятор: что это и как используется в госзакупках. Оживление экономики продолжается

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Прогноз), одобренного на заседании Правительства Российской Федераций 13 октября 2016 года (протокол № 33, часть I) и размещенного на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ).

Применение данных показателей Прогноза следует осуществлять в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2015 г. № 37 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (далее – приказ № 37).

Показатели Прогноза, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую ГОЗ, содержатся в следующих таблицах в составе Прогноза (прилагаются):

– инфляция (индекс потребительских цен – ИПЦ) – в таблице «Прогноз показателей инфляции и системы цен до 2019 г.»;

– индексы цен производителей и индексы-дефляторы – в таблице «Прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2019 г. (по полному кругу предприятий), в % г/г»;

– индекс изменения реальной заработной платы – в таблице «Основные показатели прогноза социально-экономического развития до 2019 года»;

– индексы изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора – в таблице «Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора до 2019 года (в %, в среднем за год к предыдущему году)».

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США* сообщаем значения на 2017-2019 гг. (базовый вариант):

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г
Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г. № 36144-АВ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования

Источник: www.garant.ru

Индекс-дефлятор на 2017-2019 год Минэкономразвития

В Минэкономразвития рассчитывают на дальнейшее замедление инфляции, что отражается на прогнозе индексов-дефляторов на 2017-2019 годы. Восстановление экономического роста и стабилизация отечественной валюты обеспечат умеренный рост цен, что соответствует целям Центробанка. Эксперты отмечают уязвимость российской экономики перед новыми внешними вызовами.

Индекс-дефлятор переходит к снижению: прогнозы Минэкономразвития на 2017-2019 годы

Российская экономика преодолела негативные последствия кризиса, что отражается на стабилизации цен. После роста до 13%, темпы инфляции замедлились до 4%, что соответствует целевому уровню Центробанка. В дальнейшем власти рассчитывают закрепить рост цен на данном уровне, что станет основой макроэкономической стабильности.

Замедление инфляции связано с влиянием нескольких факторов. Восстановление роста нефтяных котировок привело к существенному укреплению отечественной валюты. В результате произошло снижение цен на импортные товары. Кроме того, российская экономика восстанавливает положительные темпы роста.

Снижение темпов инфляции отражается на дефляторах, уровень которых определяют представители Минэкономразвития. Данные коэффициенты отражаются на сравнении цен в разных периодах, что позволяет спрогнозировать дальнейшие темпы развития экономики. Кроме того, дефляторы используются для индексации некоторых тарифов, социальных выплат и т.д.

В отличие от индекса потребительских цен, при расчете дефляторов используется полный набор существующих товаров и услуг. Еще одно отличие от ИПЦ — данный показатель отражает заниженные темпы инфляции.

Прогнозные значения индексов-дефляторов на 2017-2019 годы основаны на сценариях развития экономики РФ, разработанных экспертами Минэкономразвития.

Оживление экономики продолжается

Отечественная экономика сохранит положительные темпы роста в среднесрочной перспективе, уверены в МЭР. Несмотря на сохранение режима санкций и период низких цен на энергоресурсы, рост ВВП достигнет 2-3%. При этом мировая экономика будет прирастать на 3,6%.

Ключевым фактором для российской экономики останется динамика нефтяного рынка. Прогноз МЭР предполагает среднюю стоимость барреля на уровне 40 долларов. Если нефтяные котировки будут превышать данный уровень, то правительство сможет восстановить запасы Резервного фонда, которые значительно сократились за время кризиса.

Для устойчивого роста отечественной экономики необходимо стимулировать развитие несырьевого экспорта, подчеркивают представители МЭР. В таком случае будет снижена зависимость от колебаний цен на энергоресурсы, которая является причиной циклических кризисов.

Улучшение макроэкономической динамики приведет к наращиванию инвестиций и восстановлению роста реальных доходов населения. Кроме того, власти не прогнозируют существенного ослабления отечественной валюты.

В таких условиях рост цен замедлится до 3,8-4%, подчеркивают чиновники. Данная динамика отражается на прогнозах дефляторов на следующий год.

Прогнозы на 2018 год: чиновники против экспертов

Учитывая динамику развития экономической ситуации, представители Минэкономразвития подготовили прогнозы основных ценовых коэффициентов на 2018 год:

  • индекс ИПЦ – 104,3;
  • индекс цен на промышленные товары – 103,8.

В Центробанке также рассчитывают удержать инфляцию в пределах 4%. Замедление инфляции позволит регулятору продолжить снижение ключевой ставки, что обеспечит удешевление кредитных ресурсов. В результате экономика получит дополнительный импульс для развития.

Эксперты не уверены в стабильности цен в ближайшей перспективе, что связано с влиянием нескольких факторов. Перед выборами власти будут увеличивать расходы федерального бюджета, направляя средства на повышение социальных выплат. Избыточная рублевая ликвидность приведет к ускорению инфляции.

Кроме того, под вопросом остается устойчивость российской валюты в ближайшие годы. Рубль сохраняет зависимость от тенденций нефтяного рынка, что создает угрозы для стабильности валютного рынка. Также эксперты отмечают существенный отток капитала, что отражается на динамике валютных котировок. Спекулянты реагируют на рост геополитических рисков и снижение ставки Центробанка, сокращая инвестиции в российские активы.

Обвал цен на нефть спровоцирует новый этап кризиса для российской экономики. В отличие от 2014 года, у правительства нет значительных финансовых резервов, которые помогли бы стабилизировать ситуацию. При этом отечественный бюджет лишится существенных поступлений, что приведет к росту дефицита. В таких условиях произойдет девальвация российской валюты, что приведет к соответствующему повышению цен.

Возобновление роста экономики позволяет экспертам Минэкономразвития снизить прогнозы по индексам-дефляторам на ближайшие годы. Инфляция в 2018-2019 гг. сократится до 4%, что соответствует прогнозному уровню Центробанка.

Замедление роста цен приведет к повышению реальных доходов населения. Также Центробанк сможет уменьшить ключевую ставку, что приведет к снижению стоимости заемных ресурсов.

Снижение инфляции может оказаться под угрозой, если возобновится падение цен на нефть. Кроме того, в следующем году правительство будет увеличивать бюджетные расходы, что отразится на динамике цен.

Индекс-дефлятор на 2017-2019 год Минэкономразвития
Ознакомиться с индексом-дефлятором на период с 2017 по 2019 года от Минэкономразвития можно, прочитав нашу статью.

Источник: 2019-god.com

Министерство Экономического Развития Российской Федерации П и с ь м о

[ Временно определенные показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года ]

[ Временно определенные показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года,

об индексах цен и индексах-дефляторах для прогнозирования цен на продукцию военного назначения ]

Кому: Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти (по списку)

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16 апреля 2008 г. №104 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» (в ред. приказа Минэкономразвития России от 26 июля 2010 г. № 333, далее – Порядок) Минэкономразвития России направляет таблицу индексов цен производителей, индексов-дефляторов по видам экономической деятельности и иных показателей темпов роста на очередной 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

Также для использования в работе направляются временно определенные показатели прогноза ценовых индексов и инфляции на период 2015 – 2030 годов. В случае отсутствия в перечне требуемого показателя с целью применения п.З, п.5 и п.6 Порядка рекомендуется использовать следующие значения показателей: на период до 2020 года включительно – 103,5, с 2021 года – 102,5.

Приложения: 1. Таблица индексов на очередной 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов: в 1 экз.

2. Временно определенные показатели прогноза ценовых индексов и инфляции до 2030 года: в 1 экз.

Министерство Экономического Развития Российской Федерации П и с ь м о Временно определенные показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года
е-Смета.ру – Сметный портал, индексы СМР инфляции, строительство, составление смет, осметить

Источник: www.e-smeta.ru

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

Сопроводительное письмо к индексам-дефляторам до 2019г. [актуальность: октябрь 2016 ]

В целях осуществления мониторинга среднесрочного прогноза в соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1234, Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 13 октября 2016 г. (протокол № 33, часть I), для использования при разработке уточненных вариантов прогноза развития видов экономической деятельности, секторов и сфер экономики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (срок представления в Минэкономразвития России до 10 ноября 2016 г.)

Материалы к уточненному прогнозу социально-экономического развития на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов формируются в двух вариантах (базовом и базовом +) в составе пояснительной записки, основных показателей, расчетов и обоснований и представляются в Минэкономразвития России на бумажном и электронном носителях

Приложение (электронный вид):

  1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года (сравнительная таблица по вариантам).
  2. Исходные условия для формирования вариантов развития экономики на период до 2019 года.
  3. Изменение цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на период до 2019 года.
  4. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2019 года (базовый вариант).
  5. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2019 года (вариант базовый +).
  6. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2019 года (целевой вариант).
  7. Прогноз показателей инфляции и системы цен на период до 2019 года (базовый вариант)
  8. Прогноз показателей инфляции и системы цен на период до 2019 года (вариант базовый +).
  9. Прогноз показателей инфляции и системы цен на период до 2019 года (целевой вариант).
  10. Прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности на период до 2019 года (базовый вариант).
  11. Прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности на период до 2019 года (вариант базовый +).
  12. Прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности на период до 2019 года (вариант целевой).

Индекс-дефлятор - это расчетный показатель, который используется при составлении экономического анализа и прогноза цен на среднесрочные перспективы. Расскажем, как определяются индексы-дефляторы Минэкономразвития в 2020 году, и как они влияют на государственные закупки.

Что такое индекс-дефлятор

Понятия дефлятор и индекс цен довольно схожи. Показатели определяют конечную стоимость товаров, работ и услуг в разных сферах экономики. Дефлятор используется для составления экономических прогнозов, а также применяется для пересчета текущих цен к базовым константам.

Значение дефляторов утверждается ежегодно, причем отдельно для каждой сферы экономической деятельности. К примеру, Приказ Минэкономразвития индекс-дефлятор на 2020 год закрепил еще в 2017 году (Приказ № 579 от 30.10.2017). Показатели являются базовыми постоянными, которые применяются в течение нескольких периодов в будущем. Дефлятор применяют для расчетов основополагающих макроэкономических показателей:

  • внутренний валовой продукт (ВВП);
  • внутренний национальный продукт (ВНП);
  • индекс потребительских цен;
  • объем фонда накопления;
  • значение динамики физического объема потребления;
  • прочее.

Этот расчетный коэффициент используется для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Где узнать текущее значение индекса

В Приказе Минэкономразвития индекс-дефлятор на 2020-2021 годы указан по отраслям экономики. Индекс цен и индекс-дефлятор применяется во всех сферах деятельности как всего государства в целом, так и российских организаций и предпринимателей. Например, дефляторы применяются чиновниками при утверждении режимов и норм налогообложения. Эти показатели закреплены в Приказе Минэкономразвития России от 30.10.2018 № 595. Дефляторы регулируют налогообложение.

Помимо налоговой политики государства, дефляторы применяются и в закупочной деятельности. Например, Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1688 допускает применять индекс-дефлятор на 2020 год для смет, при определении начальной максимальной цены контракта (ст. 22 закона №44-ФЗ).

Гособоронзаказ не стал исключением. Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года утверждены Приказом Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276.

Прямой порядок расчета

Методология исчисления индексов закреплена в правительственных актах. Правила расчета дефляторов определены в Постановлении Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015. По сути это специальные регламенты применения дефляторов в разных сферах экономической деятельности.

Для определения значения дефляторов Минэкономразвития к подсчету принимается отношение номинального значения показателя к его реальному (фактическому) значению на отчетный период. Полученный результат умножается на 100 %.

Например, формула индекса-дефлятора ВВП определяется так:

номинальный ВВП / реальный ВВП × 100 %.

По сути она представляет собой следующие арифметические действия:

  1. Определяется стоимостное выражение объема ВВП в текущих ценах.
  2. Исчисляется объем ВВП в ценах базового периода.
  3. Высчитывается отношение текущего ВВП к базовому.
  4. Значение переводится в проценты путем умножения на 100 %.

Расчетное значение индекса-дефлятора отражает реальное изменение ценовых показателей в российской экономике. Прямой расчет не позволяет учесть изменение объемов производства и фактических размеров выпуска готовой продукции, работ, услуг.

Расчет агрегатных индексов

Рассчитываются индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года не только по прямому методу. Чиновники предусмотрели иной способ определения значений. Этот метод позволяет учесть фактические объемы произведенной продукции с изменениями и динамикой структуры производимых товаров, работ и услуг. Для подсчета применяется агрегатный индекс Пааше.

Преимущества агрегатного индекса неоспоримы. Метод Пааше позволяет проанализировать динамику ценовых показателей. То есть определить удорожание конкретного продукта или товара либо удешевление какой-либо работы или услуги. Агрегатный метод Пааше позволяет определить уровень инфляции и вычленить инфляцию при экономическом анализе цен. К примеру, если исчисленный результат индекса Пааше равен 1 или 100 %, это говорит об увеличении уровня инфляции в стране. Значение меньше 1 или 100 % отражает снижение инфляции, замедление ее темпов.

Прогнозные значения Минэкономразвития на перспективу

Эксперты планируют развитие экономики с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов. В результате разрабатывается сразу три плана действий. К примеру, при негативном развитии событий социально-экономическая политика будет действовать по консервативному плану. Если обстоятельства не изменятся и ключевые факторы сохранят свое текущее значение, к исполнению будет принят базовый вариант. Если факторы примут положительное влияние, то в жизнь будет претворен целевой план. Для каждого варианта утверждаются индивидуальные значения коэффициентов.

Базовый вариант: индексы-дефляторы на 2020-2021 годы по отраслям экономики:

Отрасль экономики 2020 2020 2021
Добыча полезных ископаемых 106,5 106,0 106,2
Потребление газа, пара, тепловой энергии 107,1 106,7 106,7
Промышленность 105,9 105,3 105,5
Обрабатывающие производства 105,4 105,1 105,0
Сельское хозяйство 104,2 103,9 103,8
Грузовой транспорт 106,0 105,7 105,6
Оборот розничной торговли 103,9 103,5 103,7
Платные услуги для населения 106,2 105,6 105,7
Среднегодовая инфляция 104,4 104,2 104,1
Индекс-дефлятор на 2020 год в строительстве 105,9 105,2 104,9

Это далеко не все показатели для сфер экономической деятельности. Подробная информация о значениях на краткосрочную перспективу и фактический индекс-дефлятор 2020 представлен в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2020 и 2020 годов.

Применение индексов Минэкономразвития в закупочной деятельности

Государственные и муниципальные закупки должны реализовываться с учетом положений закона 44-ФЗ. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О закупочной системе РФ», предусмотрено определение начальной максимальной цены контракта с учетом годовых показателей индексов-дефляторов.

Это означает, что при определении начальной цены закупки необходимо учитывать динамику ценовых показателей. Анализ проводится именно по отраслевым показателям дефляторов. А специалисты в сфере закупок обязаны анализировать не только региональные ценовые позиции, но и сверять полученные значения с конкретными ценовыми предложениями.

Предварительный анализ и использование дефляторов позволяет определять начальную цену закупки на реальном уровне. То есть без завышения цен на приобретаемые товары либо без необоснованного занижения. Правильные расчеты исключают ошибки и претензии со стороны контролеров и ФАС.

Что касается закупок по 223-ФЗ, то дефляторы применяются для корректировки первоначальной цены контракта при условии, что стоимость приобретаемых товаров выросла. Например из-за инфляции. Возможность корректировки цены контракта должна быть прописана в положении о закупках организации.

Корректировка НМЦК - это изменение существенных условий контракта. Необходимо подготовить дополнительное соглашение в госконтракту. В противном случае это нарушение законодательства о закупках.

Индексы Минэкономразвития в закупках строительных работ

Закупки строительных работ несколько отличаются от заказа товаров и услуг. К примеру, при определении НМЦК по строительству заказчик должен руководствоваться ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ и определять цену проектно-сметным методом. Такие положения касаются не только строительства, но и работ по реконструкции, модернизации, а также капитальному ремонту (Письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017).

Проектно-сметный метод следует применять и при осуществлении закупок через единственного поставщика. Независимо от способа проведения закупки на строительные работы, НМЦК должна формироваться с учетом положений Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.

Ценообразование в градостроительной отрасли регламентируется Градостроительным кодексом РФ, а именно ст. 8.3 ГрК РФ. Сметное нормирование должно проводиться по годам, с учетом индексов-дефляторов базового варианта.

Пример определения НМЦК в строительстве

При определении начальной стоимости контракта на строительство здания детского сада заказчик обязан:

  1. Подготовить проектно-сметную документацию.
  2. Составить смету затрат на строительство.
  3. Ценовые показатели сметы просчитать под индекс-дефлятор на 2020 год Минэкономразвития строительство на перспективу (с учетом продолжительности строительства).
  4. Оценить коммерческие предложения и проанализировать текущие цены на региональном рынке услуг.
  5. Подготовить прогноз начальной цены контракта с учетом индивидуальных характеристик заказа. К примеру, необходимо учесть удаленность объекта строительства, наличие транспортной развязки, наличие помещений для хранения инвентаря и строительных материалов, подвод инженерных сетей, электричества для проведения работ и иное.

Детальный анализ, оценка и экономическое обоснование позволят правильно просчитать цену закупки.

Индексы в гособоронзаказе

Закупочная деятельность в сфере гособоронзаказа должна проводиться с учетом положений Приказа Минэкономразвития № 276 от 01.06.2018. Норматив утверждает регламент применения индексов-дефляторов при определении НМЦК. Использовать положения Приказа Минэкономразвития № 276 в работе нужно как при закупках у единственного поставщика, так и при других способах проведения закупок.

Прогнозные коэффициенты Минэкономразвития применяют для определения плановых цен на сервисное обслуживание и ремонт оборудования, производство, разработку и изготовление оборонной продукции. Также расчетные значения применяют для определения цен по утилизации ГОЗ и по иным товарам, работа и услугам, включенным в перечни с регулируемым ценообразованием.

Положения ГОЗ не распространяются на закупки продуктов питания!

К примеру, заказчик, отнесенный к сфере ГОЗ, обязан проводить закупки продуктов питания по нормативам 44-ФЗ. При определении НМЦК проводится экономическое обоснование стоимостных показателей с учетом дефляторов. Следовательно, применение дефляторов Минэкономразвития при определении НМЦК по 44-ФЗ является обязательным.

Индекс-дефлятор 2020-2021 - это особый экономический показатель, который позволяет спрогнозировать окончательную цену на определенные товары, работы и услуги, а также оценить реальные доходы населения или покупательскую способность россиян. В статье разберемся, что представляет собой данный показатель, а также определимся, какие будут действовать индексы дефляторы на 2020-2021 годы.

Что за показатель такой

Если говорить простыми словами, то индекс-дефлятор — это некий экономический коэффициент, который позволяет рассчитать конечную стоимость услуг, товаров, продуктов, работ. Например, индекс-дефлятор на 2020 год в строительстве, цены на продукты питания, коммунальные и бытовые услуги, стоимость медикаментов и предметов первой необходимости.

Утверждая индекс-дефлятор на 2020-2021 годы, Минэкономразвития определяет, какими будут ценовые значения в будущем. Такие прогнозы необходимы, чтобы чиновники могли своевременно скорректировать социально-экономическую политику. Простыми словами, определить ряд мероприятий, которые позволят улучшить жизнь российского народа и не допустить чрезмерного влияния отрицательных факторов (обнищание населения, инфляция, резкий скачок безработицы, рост цен).

Для сравнения индекс цен и индекс-дефлятор — значения терминов довольно схожи. Только индекс цен указывает, какое конкретное значение примет цена на конкретный товар в конкретном периоде времени. А индекс-дефлятор, в свою очередь, определяет ценовые значения сразу на группу товаров, работ или услуг.

Как это работает

Разрабатывая индекс-дефлятор на 2020 год, Минэкономразвития Приказ утверждает сразу на несколько периодов. Значения используются для составления прогноза развития страны, а также для определения мероприятий для социальной и экономической поддержки населения.

Индекс-дефлятор (формула для расчета) определяется как отношение номинального ценового показателя к реальному, переведенному в процентное соотношение.

Например, ключевой макроэкономический показатель индекс-дефлятор ВВП, формула:

Стоит учитывать, что этот показатель имеет значительный недостаток. Он занижает показатель инфляции. Именно поэтому ряд представителей министерств и ведомств используют индексы-дефляторы для экономических прогнозов. В результате полученные результаты показывают систематическое и стабильное улучшение жизни населения, а также нескончаемый рост доходов граждан. В реальности этого не происходит, по крайне мере в описанных масштабах.

После того индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждены, чиновники приступают к всестороннему анализу и прогнозированию. Основная цель — разработка вероятных сценариев или, по-простому, планов мероприятий, которые будут применены при благоприятном или же негативном развитии.

Индексы-дефляторы на ближайшие три года

Отрасль 2020 2020 2021
Промышленность (BCDE)
дефлятор 103,3 102,9 103,0
ИЦП 103,4 103,0 103,0
в т. ч. без продукции ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь, газ, энергетика) 104,1 104,1 103,9
Добыча полезных ископаемых (Раздел B)
дефлятор 101,2 100,6 101,0
ИЦП 101,4 101,2 101,1
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06+09)
дефлятор 100,9 100,4 100,8
ИЦП 101,2 101,0 100,9
Добыча угля (05)
дефлятор 104,5 104,0 103,7
ИЦП 104,3 104,1 103,9
уголь энергетический каменный
ИЦП 104,6 104,1 104,1
Добыча сырой нефти и природного газа (06+09)
дефлятор 100,5 100,0 100,4
ИЦП 100,8 100,7 100,6
Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (07, 08)
дефлятор 104,0 102,6 102,9
ИЦП 103,6 103,0 103,0
Добыча металлических руд (07)
дефлятор 104,2 102,5 102,7
индекс цен производителей 103,7 102,8 102,9
Добыча прочих полезных ископаемых (08)
дефлятор 103,2 103,3 103,3
ИЦП 103,1 103,2 103,2
Обрабатывающие производства (Раздел C)
дефлятор 103,9 103,5 103,5
ИЦП 103,7 103,5 103,4
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (10, 11, 12)
дефлятор 103,1 103,2 103,5
ИЦП 102,9 103,2 103,4
Производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожи и изделий из кожи (13, 14, 15)
дефлятор 104,2 103,8 103,5
ИЦП 104,1 103,8 103,6
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)
дефлятор 105,1 104,6 104,3
ИЦП 104,6 104,4 104,3
Производство бумаги и бумажных изделий (17)
дефлятор 105,2 104,7 104,4
ИЦП 104,7 104,5 104,3
Производство нефтепродуктов (19.2)
дефлятор 101,3 100,1 100,6
ИЦП 100,9 99,8 100,3
Производство химических веществ и химических продуктов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22)
дефлятор 105,2 104,9 104,7
ИЦП 104,8 104,7 104,5
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)
дефлятор 103,9 103,7 103,6
ИЦП 103,9 103,8 103,7
Производство черных металлов (24.1, 24.2, 24.3, 24.5)
дефлятор 104,2 104,7 103,7
ИЦП 103,8 104,4 103,1
Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива (24.4)
дефлятор 106,0 104,5 104,1
ИЦП 105,6 104,3 103,7
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)
дефлятор 104,5 104,5 104,2
ИЦП 104,3 104,3 104,1
Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33)
дефлятор 105,5 105,3 105,4
ИЦП 105,3 105,1 105,1
Прочие
дефлятор 102,8 102,9 103,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (35)
дефлятор 105,0 104,2 104,0
индекс цен производителей (ИЦП) 105,0 104,2 104,0
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E)
дефлятор 104,0 104,0 104,0
ИЦП 104,0 104,0 104,0
Сельское хозяйство
дефлятор 103,5 103,1 103,3
Индексы цен производителей
Растениеводство
дефлятор 103,7 102,9 102,9
Животноводство
дефлятор 103,4 103,5 103,7
индекс цен реализации продукции сельхозпроизводителями 103,5 103,8 103,9
Транспорт, вкл. трубопроводный
дефлятор 104,3 104,2 104,1
ИЦП 104,4 104,3 104,3
ИЦП с исключением трубопроводн. транспорта 103,6 103,7 103,6
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)
дефлятор 105,0 104,4 104,2
индексы цен
Строительство
дефлятор 105,0 104,8 104,5
ИЦП 104,7 104,6 104,5
Потребительский рынок
оборот розничной торговли, дефлятор 104,2 103,5 104,0
ИПЦ на товары 104,0 103,3 103,9
платные услуги населению, дефлятор 104,8 104,2 104,3
ИПЦ на услуги 104,9 104,3 104,4

Сценарии развития

В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:

  1. Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
  2. Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
  3. Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.

Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.

Базовый сценарий

Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:

  1. Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
  2. Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
  3. Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
  4. Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
  5. Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.

Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.

Целевой план развития

Индекс-дефлятор на 2020 год для смет при положительном развитии предусматривает аналогичные показатели, что и базовый план. Однако чиновники предусмотрели дополнительные (исключительные) факторы:

  1. Демографические показатели по данным Росстата. Планируется существенный прирост населения, который будет обусловлен не только увеличением рождаемости, но и миграционным приростом.
  2. Рост добычи нефтепродуктов увеличит прирост потока инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) капиталов. Рост будет обеспечен введением в эксплуатацию новых скважин, усовершенствованием технологий добычи.
  3. Укрепится российский рубль по отношению к курсам иностранных валют. А именно в отношении к американскому доллару и евро.
  4. Динамика роста внутреннего валового продукта достигнет показателя не менее 3,1 % в год.

Отметим, что основной рычаг достижения показателей положительного развития экономики — это усиление позиций на сырьевом рынке, а именно за счет реализации нефтяных продуктов и газа.

Консервативный план

Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года подразумевают, что на российскую экономику повлияют многочисленные отрицательные факторы. К основным неблагоприятным критериям можно отнести:

  1. Ужесточение денежно-кредитной экономики других государств.
  2. «Жесткая посадка» китайской экономики.
  3. Резкое снижение стоимость нефти (ниже 35 долларов за баррель).
  4. Ослабление позиций рубля по отношению к доллару США.
  5. Снижение темпов роста ВВП до 0,8 %.
  6. Инфляция достигнет показателя в 4,3 % и выше.

Данному плану развития чиновники уделяют особое внимание, так как влияние мирового кризиса нельзя не учитывать.

Прогноз показателей на 2020 год

Плановые индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2020, с учетом последних изменений, были окончательно скорректированы в последний момент. Основными изменяющими факторами стали: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, налоговый маневр в нефтяной отрасли, рост акцизов на топливо.

С учетом данных нововведений в налоговой и социальной политике Минэкономразвития озвучивает следующие показатели:

  • товары потребительского назначения — 104,4;
  • товары промышленного сектора — 104,1;
  • оптовые цены на газ — 103,8;
  • коэффициент стоимости угля — 103,9;
  • ожидаемая стоимость мазута — 102,1;
  • прогнозные цены на электроэнергию (розница) — 109,1;
  • коммунальные услуги (водоснабжение и поставка тепловой энергии) — 105,1;
  • индекс-дефлятор на 2020 год Минэкономразвития (строительство) — 105,0;
  • плановые цены на грузоперевозки РЖД — 105,2.

Ожидаемые показатели по базовому сценарию в таблице:

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Индекс-дефлятор - это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Рассказываем, как рассчитать дефлятор, как его применять в госзакупках и каковы прогнозные индексы дефляторы Минэкономразвития до 2020 года.

Что понимается под коэффициентом-дефлятором

Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. Дефлятор — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Это коэффициент, который устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед, являясь базой для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, индекс дефлятор 2020-2020 годов был прогнозно рассчитан еще в 2017 году. Дефлятор необходим при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.

Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом ценового уровня на товары, работы и услуги, зафиксированного в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, показатель на 2020 год определялся Приказом Минэкономразвития № 579 от 30.10.2017, а официальный индекс дефлятор на 2020 год Минэкономразвития Приказ пока еще не опубликован, однако ожидается в ближайшее время.

Порядок и методология расчета коэффициента регулируется нормативными актами Правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в Постановлении Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015, а также в Приказе Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276, закрепляющем регламент применения индексов стоимости и дефляторов по видам экономической деятельности (при осуществлении гособоронзаказа).

Чтобы узнать индекс дефлятор, формула расчета представляет собой умноженный на 100 результат отношения объема номинального ВВП и объема реального ВВП.

В свою очередь, индекс дефлятор ВВП (формула исчисления) представляет собой следующую математическую выкладку: стоимостное значение корзины ВВП в текущих ценах / стоимостное значение корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.

Так как в формуле при подсчитывании коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране, рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении индекса также принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.

Агрегатный индекс Пааше исчисляется следующим образом:

Рассчитав значение индекса цен Пааше, можно проанализировать изменение ценовых показателей на товары, работы и услуги отчетного периода. по сравнению с базисными ценами по аналогичным товарным категориям, реализованным в отчетном периоде. Таким образом, коэффициент Пааше иллюстрирует степень удорожания или, наоборот, снижения стоимости производимой продукции.

При помощи дефлятора ВВП, рассчитанного по формуле Пааше, можно отследить и уровень инфляции. В том случае, если расчетное значение больше 1 (или же больше 100 %, если расчет ведется в процентах), то инфляция в стране увеличилась, если же исчисленный показатель ниже 1 (или 100%), то уровень инфляции понизился.

Дефлятор в 2020 году — прогнозные значения

Индекс дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития еще официально не опубликовал, однако прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. При этом указанные значения коэффициента на будущие периоды еще будут скорректированы специалистами министерства с учетом произошедших за последнее время экономических изменений и социальных реформ, таких, как пенсионная (повышение пенсионного возраста) и налоговая (повышение акцизов на топливо).

Грядущие события непосредственно повлияют на индексы дефляторы Минэкономразвития на 2020 год. Но при разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды организации-заказчики могут воспользоваться уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

Представим исчисленные индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, и индексы дефляторы на 2020-2021 годы в таблице.

Отрасли 2018 2020 2020 2021
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 109,0 107,1 106,7 106,7
Добыча полезных ископаемых 108,7 106,5 106,0 106,2
Обрабатывающие производства 106,8 105,4 105,1 105,0
Промышленность 107,6 105,9 105,3 105,5
Строительство 106,8 105,9 105,2 104,9
Сельское хозяйство 105,3 104,2 103,9 103,8
Грузовой транспорт 107,0 106,0 105,7 105,6
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) 106,9 105,5 105,! 104,8
Оборот розничной торговли 104,9 103,9 103,5 103,7
Платные услуги населению 106,9 106,2 105,6 105,7
Инфляция (ИПЦ) среднегодовая 104,7 104,4 104,2 104,1

Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные цены на электричество будут проиндексированы на 109,1.

Также на официальном сайте Минэкономразвития представлены индексы, которые будут применяться в 2020 году для целей налогообложения:

  • ЕНВД — 1,915;
  • УСН — 1,581;
  • НДФЛ — 1, 729;
  • налог на имущество физических лиц — 1,518;
  • патент — 1,518;
  • торговые сборы — 1,317.

Таким образом, во многих промышленных и производственных отраслях наблюдается постепенное снижение коэффициента. Так, после исчисления индекс дефлятор на 2020 год (Минэкономразвития) строительство и строительные работы будут рассчитаны с коэффициентом ниже, чем в текущем, 2020 году.

Дефлятор в закупках по 44-ФЗ

При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как, в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ, сведения о стоимости товаров, работ, услуг должны быть проанализированы с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

При планировании закупочного бюджета на 2020 год и последующие периоды и обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года . В данном документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий год, так и на плановый период 2020-2024 годов.

Использование дефлятора в закупках строительных работ

Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (Письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс дефлятор на 2020 год для смет также указан в социально-экономическом прогнозе. В настоящий момент коэффициент имеет значение 105,0.

При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик также должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом.

Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или же проводит торги, НМЦК (цена контракта) рассчитывается специалистом, отвечающим в учреждении за закупки, с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.

Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ, а именно статьей 8.3. Коэффициенты-дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), при этом в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.

В том случае, если производится строительство с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, то при определении НМЦК рекомендуется устанавливать размер начальной (максимальной) цены в пределах объема выделенных главным распорядителем капитальных вложений на реализацию такого инвестиционного проекта (п. 6.3 Методических рекомендаций, утв. ПП РФ № 427 от 18.05.2009).

При этом если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости таких объектов смета по годам строительства, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием дефляторов, не превышает объем выделенных капитальных вложений, то НМЦК на строительные работы формируется исходя из указанной сметной стоимости (п. 6.4 Методических рекомендаций).

Индекс дефлятор на 2020 год в строительстве надлежит также применять и при расчете стоимости проектных работ (п. 1.7 Методических указаний) для корректного планирования будущих капитальных вложений.

Дефлятор в закупках по 223-ФЗ

Дефляторы в рамках 223-ФЗ можно применять для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. При этом организация-заказчик обязана прописать такую возможность в своем положении о закупках. Ознакомиться с примером такого положения о закупках можно далее.

Применение индекса-дефлятора в гособоронзаказе

Используется индекс и при осуществлении гособоронзаказа. В процессе планирования бюджета по ГОЗ на будущие периоды, формирования цен на продукцию, а также для расчета и обоснования НМЦК применяются отраслевые коэффициенты-дефляторы. Дефляторы в гособоронзаказе в 2020 г. нормируются Приказом Минэкономразвития № 276 от 01.06.2018.

Ключевыми аспектами использования индекса в области гособоронзаказа выступают:

  1. Определения прогнозной цены, цены госконтракта при проведении закупок по ГОЗ у единственного поставщика.
  2. Формирование прогнозной цены и НМЦК для осуществления заказов по ГОЗ.

Применение коэффициента распространяется на формирование прогнозных цен на разработку, изготовление, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию продукции, поставляемой по ГОЗ, а также товаров, работ и услуг, включенных в списки продукции с регулируемым ценообразованием.

Положения нормативной документации по гособоронзаказу не распространяются на закупку продуктов питания. НМЦК на соответствующий госзаказ должна определяться согласно ст. 22 44-ФЗ. Приоритетным способом расчета начальной (максимальной) цены является метод анализа рынка (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). На основании ч. 3 ст. 22, для расчета НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен госзаказчику необходимо использовать дефлятор для доведения до соответствующих значений данных о ценах товаров, работ или услуг.

Таким образом, использование коэффициента-дефлятора является обязательным при обосновании НМЦК в рамках действия закона 44-ФЗ.

Похожие публикации