Бизнес. Инвестиции. Финансы. Бюджет. Карьера

Классификация расходов бюджетной организации. Понятие затрат и необходимость их классификации Функциональная классификация расходов бюджетов

Бюджетная классификация РФ

По своей природе классификация операций сектора государственного управления – это группировка операций, осуществляемых в секторе государственного правления, исходя из их экономического содержания.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Структура 20-значного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:

1) главный администратор доходов бюджета (разряды 1–3);

2) вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент) (разряды 4 –13);

3) подвид доходов (разряды 14–17);

4) классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (разряды 18–20).

Структура кода классификации доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджета состоит из трех разрядов. Он устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

Код вида доходов (разряды 4–13 кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10 знаков и включает:

· группу (разряд 4);

· подгруппу (разряды 5, 6);

· статью (разряды 7, 8);

· подстатью (разряды 9–11);

· элемент (разряды 12, 13).

Группа доходов имеет следующие значения:

· 100 – налоговые и неналоговые доходы;

· 200 – безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01 июля 2013 г. № 65н.

В разрядах 18–20 кода классификации доходов бюджетов применяется КОСГУ (приложение 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ). Данная группировка отображает экономическое содержание операций, проводимых в секторе государственного управления.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Группировка расходов бюджетов всех уровней представляет собой классификацию расходов бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов
программа подпрограмма

Главные распорядители (разряды 1–3). Перечень приведен в приложении 9 к приказу №65н и устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Разделы, подразделы (разряды 4–7). В классификации расходов бюджетов 14 разделов.

Они отражают направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Пример классификации расходов бюджетов

Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов. Он аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Так, по подразделу 0702 «Общее образование» отражаются расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Здесь же указаны затраты на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений.

Целевые статьи. Код целевой статьи состоит из семи знаков – разряды 8–14 20-значного кода классификации расходов бюджетов. При этом разряды 11 и 12 предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи, а разряды 13 и 14 – для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.

Виды расходов (разряды 15– 17) детализируют направления финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган исходя из расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

В разрядах 18–20 кода классификации расходов бюджетов приводятся статьи и подстатьи КОСГУ (содержатся в приложении 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ).

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:

· код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды 1–3);

· коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (разряды 4 –17);

· код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (разряды 18–20).

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Группы и подгруппы (разряды 4– 7) установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, например 4600 – «Прочие кредиты (бюджетные ссуды)».

Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов.

При этом шестизначный код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов детализирован подстатьей и элементом – соответственно разряды 3, 4 и 5, 6 ее шестизначного кода.

Элемент источников финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета к соответствующему бюджету бюджетной системы, например код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов:

· 01 – федеральный бюджет;

· 10 – бюджет поселения.

Доходы и расходы государственного бюджета весьма разнообразны по источникам, целевому направлению и другим признакам. Для обеспечения правильного планирования и учета бюджетных доходов и расходов в масштабах всей республики их необходимо классифицировать. Важнейшим условием обеспечения единства бюджетной системы является ее организация в разрезе статей бюджетной классификации.
Под бюджетной классификацией понимается научно обоснованная эко-номическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, а также источников покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, приведенная в определенную систему и закодированная в надлежащем порядке. Характер группировки определяется социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой экономики и системой управления. Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.
В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей бюджета, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их состав и структура. При этом важным требованием, предъявляемом к бюджетной классификации является ясность и четкость группировки.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что компетентное использование сгруппированных данных бюджетной классификации позволяет видеть реальную картину движения бюджетных потоков и активно влиять на происходящие экономические и социальные процессы. Вместе с тем группировка доходов и расходов облегчат проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений бюджетов территориальных образований за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения конкретных потребностей.
Роль бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным контроль за движением бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация является одним из инструментов, обеспечивающих реализацию принципа единства бюджетной системы.
Основными принципами построения бюджетной классификации являются:
1) принцип единства, т.е. бюджетная классификация служит основой единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов;
2) принцип ясности означает надежность и достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджетов всех видов
3) принцип детализации доходов и расходов означает, что доходы классифицируются по источникам возникновения, а затраты по целевым статьям расходов.
Бюджетная классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полнотой и своевременностью поступлений средств и использованию средств бюджета по целевому назначению. Бюджетная классификация дает возможность сопоставлять доходы и расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию бюджетных средств.
Большая роль принадлежит бюджетной классификации и в процессе исполнения бюджета. Она является необходимым условием обеспечения целевого финансирования мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете и сметах расходов бюджетных учреждений. Бюджетная классификация лежит в основе единства синтетического и аналитического учета доходов и расходов бюджета в финансовых органах, бюджетных учреждениях, учреждениях Национального банка Республики Казахстан. Она необходима для составления отчетности об исполнении государственного бюджета. В условиях самостоятельности звеньев бюджетной системы бюджетная классификация создает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей.
Необходимость бюджетной классификации обусловлена созданием единых условий и принципов органам государственной власти и управления для осуществления бюджетного планирования, управления бюджетным процессом, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, проведения бюджетного контроля, анализа составления и исполнения бюджетов.
Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:
контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.
Действующая в Республике Казахстан Единая Бюджетная Классификация разработана по методике Международного валютного фонда на основе требований международных стандартов. Единая бюджетная классификация Республики Казахстан является группировкой поступлений и
расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Единая бюджетная классификация является единой и обязательной для консолидированного бюджета и одним из инструментов гармонизации системы показателей стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики, республиканского и местных бюджетов в целях достижения их сбалансированности. Соответствующие нормативно-обоснованные предложения органов государственного управления по внесению изменений, дополнений в Бюджетную классификацию вносятся в Министерство экономического развития и торговли в процессе планирования бюджета, а также в ходе исполнения бюджета в случае принятия нормативного правового акта, предполагающего внесение изменений, дополнений в Бюджетную классификацию. Предложения о внесении изменений, дополнений в проект Бюджетной классификации, необходимых для планирования проекта бюджета на предстоящий финансовый год, вносятся до 15 апреля текущего года.
Проект Бюджетной классификации на предстоящий финансовый год до 15 мая текущего года направляется Министерством экономического развития и торговли центральным и местным исполнительным органам для формирования республиканского и местных бюджетов. При составлении Бюджетной классификации, в случаях исключения из соответствующих уровней бюджета существующих классификационных кодов, указывается дата окончания их действия. Бюджетная классификация утверждается после принятия Закона Республики Казахстан о республиканском бюджете на предстоящий плановый период до 10 декабря года, предшествующего планируемому.
Каждому виду поступлений и расходов бюджета присваивается клас-сификационный код, который представляет собой цифровой код (группировочный код), закрепляемый индивидуально по каждому виду поступления, каждым видам расходов бюджета и администраторам бюджетных программ, по их определенным характеристикам, по уровням классификаций поступлений, функциональной и экономической классификации расходов.?
Введение новых видов поступлений, отмена или изменение действующих в Бюджетной классификации производится Министерством экономического развития иторговли соответствующим нормативным правовым актам. При этом, Министерство финансов РК вносит в Министерство экономического развития и торговли предложение о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих. Соответствующие предложения органов государственного управления
о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих рассматриваются Министерством экономического развития и торговли на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов. Министерство экономического развития и торговли обоснованно отклоняет эти предложения, либо разрабатывает в установленном порядке проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию. Расходы государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, и их учреждений, а также непосредственно обеспечивающих безопасность Президента Республики Казахстан, классифицируются по одной функциональной группе, одной текущей бюджетной программе и одной бюджетной программе развития с отражением по одной специфике экономической классификации расходов.
Действующая единая бюджетная классификация характеризуется прозрачностью движения финансовых потоков, что позволяет осуществлять строгий финансовый контроль за процессами формирования доходов и расходования бюджетных средств.

В теории отечественного учета и анализа разработана классификация затрат по различным основаниям.

Таблица 2

Классификация затрат

Подразделение затрат

    По элементам

    материальные затраты;

    затраты на оплату труда;

    отчисления на социальные нужды;

    амортизация;

    прочие расходы

    По статьям

Калькуляционные статьи затрат различны в разных отраслях

    По способу отнесения на себестоимость

  • косвенные

    По отношению к уровню деловой активности

    переменные;

    постоянные

    По методу признания в качестве расходов

    затраты на продукт;

    затраты на период

    По отношению к технологическому процессу

    основные;

    накладные

    По составу

    одноэлементные;

    комплексные

    По целесообразности расходования

    производительные;

    непроизводительные

    По возможности охвата плана

    планируемые;

    не планируемые

    По периодичности возникновения

  • единовременные

    По отношению к готовой продукции

    затраты на незавершенное производство;

    затраты на готовую продукцию

    По возможности регулирования

    регулируемые;

    нерегулируемые

Классификация по элементам .

Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемый для производства и продажи продукции (работ, услуг). Например, элемент «затраты на оплату труда» отражает использование трудовых ресурсов независимо от того, какие именно функции (производства, организации, обслуживания или управления) работники выполняют.

Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат организации. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат. В зависимости от этого соотношения отрасли экономики можно разделить на материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие.

Классификация затрат по экономическим элементам определена нормативно. Она приведена в п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В настоящее время учет затрат по экономическим элементам в организациях не ведется, но формы отчетности по ним составляются. В форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» есть таблица «Затраты, произведенные организацией». План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению предполагают возможность ведения системного учета затрат по экономическим элементам с использованием счетов 30-39 Плана счетов. Выбранный вариант учета затрат должен быть закреплен в учетной политике организации.

Классификация по статьям .

Статья затрат – совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование. Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой статей затрат. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» для целей управления бухгалтерский учет расходов организуется по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

В качестве примера можно привести типовую номенклатуру затрат:

    Сырье и материалы;

    Возвратные отходы (вычитаются);

    Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

    Топливо и энергия на технологические цели;

    Заработная плата производственных рабочих;

    Отчисления на социальное страхование и обеспечение;

    Расходы на подготовку и освоение производства;

    Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

    Общепроизводственные расходы;

    Потери от брака;

    Прочие производственные расходы;

    Общехозяйственные расходы;

    Коммерческие расходы.

Классификация по способу отнесения на себестоимость.

Прямые – затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на носитель затрат (объект калькулирования) на основе первичных документов. Это затраты на материалы, оплату труда основных производственных рабочих и т.д.

Косвенные – затраты, которые не могут быть отнесены в момент возникновения прямо на носитель затрат. Для их отнесения необходим дополнительный расчет по распределению пропорционально той или иной выбранной базе. К ним относятся общепроизводственные (общецеховые) расходы – расходы на организацию, обслуживание и управление производством (цехом); общехозяйственные – на управление организацией.

Классификация по отношению к уровню деловой активности .

На западе существует хорошо разработанная классификация затрат на переменные и постоянные. Она нашла широкое практическое применение при организации управленческого учета на предприятии, работающим в рыночной среде. Эта классификация служит информационной базой для проведения анализа при обосновании разнообразных управленческих решений.

Переменные затраты не однородны. В зависимости от соотношения изменения затрат и объема производства их можно разделить на:

    пропорциональные;

    прогрессивные;

    дегрессивные;

    регрессивные.

Пропорциональными являются затраты относительное изменение которых равно относительному изменению объема выпущенной продукции или загрузки производственных мощностей. Примером является заработная плата производственных рабочих при прямой сдельной системе оплаты труда.

Прогрессивные – затраты, которые растут быстрее, чем увеличивается объем производства. Примером является оплата труда производственных рабочих при прогрессивной сдельной системе.

Дегрессивные затраты, которые растут медленнее, чем объем производства. Например, затраты на технологическую энергию и топливо, смазочные и обтирочные материалы.

Регрессивные – затраты, которые сокращаются в абсолютном выражении несмотря на рост объема производства. Примером является амортизация.

Динамику рассмотренных видов затрат можно изобразить на графике.

прогрессивные

пропорциональные

дегрессивные

регрессивные

Затраты

Объем производства

Рис. 1. Виды переменных затрат

Для описания поведения затрат можно использовать так называемый коэффициент реагирования затрат (К р.з.), введенный немецким ученым К. Меллеровичем.

Коэффициент реагирования пропорциональных затрат равен 1.

Коэффициент реагирования прогрессивных затрат равен значению больше 1.

Коэффициент реагирования дегрессивных затрат равен значению от 0 до 1.

Коэффициент реагирования регрессивных затрат равен значению от 1 до 0.

Коэффициент реагирования постоянных затрат равен 0.

Постоянными являются затраты, величина которых относительно не меняется с изменением объема производства. Например, затраты на охрану организации, оплата труда управленческого персонала и др.

Постоянные затраты принято делить на полезные и бесполезные (холостые).

Бесполезные затраты возникают, если производственный фактор используется не на полную мощность. Возникновение подобных затрат может быть связанно с неделимостью производственного фактора, например, средств труда или рабочей силы.

Такая классификация особенно актуальна при анализе использования дорогостоящего оборудования, поскольку при его неполном использовании все равно начисляется амортизация, и уплачиваются проценты на вложенный капитал, который в данном случае только частично является полезным.

Если обозначить оптимальное использование мощности оборудования (т. е. выпуск продукции в натуральных единицах) как М опт. , а плановый уровень использования оборудования как М план. , то полезные и бесполезные затраты можно рассчитать следующим образом:

Б
есполезные затраты являются прямыми убытками организации.

Особое практическое значение данная классификация имеет в случаях, когда задана некоторая делимость факторов, обуславливающих постоянство затрат. Например, если оборудование состоит из четырех одинаковых агрегатов, то при сокращении производства более чем на 25%, один из агрегатов может быть продан или сдан в аренду, что позволит избавиться от бесполезных затрат.

Величина большинства постоянных затрат не является абсолютно фиксированной, т. е. мы имеем дело с полупостоянными затратами, которые постоянны для конкретного объема производства, но в какой-то критический момент возрастают на определенную величину. Подобные затраты относятся к постоянным или переменным, в зависимости от частоты ступенчатых приращений и величины приращений в каждой точке.

На практике рассмотренная нами чистая классификация затрат на постоянные и переменные искажается из-за воздействия на их размер совокупности факторов, а не только объема производства. Поэтому одним из широко распространенных допусков при классификации затрат является линейность.

Метод линейной аппроксимации позволяет превратить затраты с нелинейными зависимостями в затраты с линейными зависимостями. Этот метод использует понятие релевантных уровней.

Релевантный уровень – уровень предполагаемой деловой активности, внутри которого многие нелинейные затраты могут быть оценены как линейные. Релевантный уровень затрат представлен на графике.

З

Релевантный уровень

Линейная

аппроксимация

Действительное

поведение затрат

атраты

Объем производства

Рис. 2. Линейная аппроксимация и релевантный уровень

Затраты одного и того же вида могут вести себя по-разному. Существуют затраты, которые в одних ситуациях являются переменными, а в других постоянными. Классификация затрат на переменные и постоянные не может быть определена раз и навсегда даже для конкретной организации. Она должна пересматриваться, (уточняться) с учетом меняющихся условий деятельности. Строгая, законодательно закрепленная классификация в данном случае не возможна.

Решить проблему классификации затрат можно путем перехода к использованию классификации затрат на продукт и на период. В данном случае только отчасти присутствует основной признак классификации затрат на постоянные и переменные, а имеющее здесь место некоторое смешение признаков оправдано удобством практического применения.

При анализе смешанных затрат необходимо применять методы, позволяющие выделить из них постоянные и переменные части. Наиболее простыми являются:

    метод анализа счетов;

    графический метод;

    метод «высшей и низшей точек».

Для более тщательного изучения поведения затрат используются статистические и экономико-математические методы (метод наименьших квадратов, метод корреляции и т. д.). Следовательно, проблема разделения затрат на постоянные и переменные поддается решению, а современные средства вычислительной техники и программные продукты способны обеспечить не только оперативное и нетрудоемкое решение, но и хорошее качество информации для принятия управленческих решений.

Классификация по методу признания в качестве расходов .

В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на два вида:

    затраты на продукт;

    затраты на период.

Затраты на продукт непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности организации, они обусловлены технологией производства и процессом продажи продукции.

Затраты на период связаны с длительностью отчетного периода, а не с выпуском и продажей продукции. Например, расходы, связанные с управлением предприятием.

Классификация затрат по отношению к технологическому процессу или по экономической роли в процессе производства .

Основные – затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции.

Накладные – затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

Данная классификация важна в учете затрат при производстве продукции по индивидуальным проектам, при осуществлении которых большое количество разных видов затрат относится на накладные расходы. Для того чтобы их эффективно использовать при расчете себестоимости, необходимо применять нормы накладных расходов.

Классификация по целесообразности расходования.

Производительные затраты – затраты, в результате которых получен доход, относятся непосредственно к производству продукции установленного качества при наличии рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные затраты – затраты, в результате которых дохода нет. Такие затраты не планируются, они вызваны недостатками в технологии и организации производства, системе сохранности имущества и организации производства; внешними обстоятельствами.

Классификация по периодичности возникновения .

Текущие расходы осуществляются ежедневно или с определенной периодичностью, не реже одного раза в месяц.

Единовременные – расходы, которые производятся реже, чем один раз в месяц. Это расходы на подготовку и освоение выпуска новой продукции; расходы, связанные с пуском новых производств; ремонтные работы и т.п.

Классификация по возможности регулирования .

Регулируемые – затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны руководства центров ответственности. В целом в организации все затраты регулируются, но не все затраты могут регулироваться на нижних уровнях управления. Например, менеджер низшего звена управления не может регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу. Это входит в компетенцию администрации организации.

Нерегулируемыми являются затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности.

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусматривается в планах (бюджетах, сметах) и в отчетах о выполнении планов по центрам ответственности. Данная классификация позволяет определить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля затрат подразделения.

Классификация по возможности охвата планом.

Планируемые – рассчитаны на определенный объем производства в соответствии с нормативами, лимитами и сметами, включаются в плановую себестоимость продукции.

Не планируемые – не включаются в план, отражаются только в фактической себестоимости продукции.

ЛЕКЦИЯ 3. ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ИХ ТИПЫ

    Понятие центров ответственности.

    Характеристика центров затрат.

    Характеристика центров доходов.

    Характеристика центров прибыли.

    Характеристика центров инвестиций.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства. Первым уровнем указанной классификации являются разделы, состоящие из подразделов, конкретизирующих направление финансов на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

1. Код классификации расходов бюджетов состоит:
1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп), видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете.

Классификация расходов бюджетов содержит 14 разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы по подразделам, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Разделы классификации расходов бюджетов представлены следующими позициями:
0100 - Общегосударственные вопросы;
0200 - Национальная оборона;
0300 - Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
0400 - Национальная экономика;
0500 - Жилищно-коммунальное хозяйство; 0600 - Охрана окружающей среды; 0700 - Образование; 0800 - Культура, кинематография; 0900 - Здравоохранение; 1000 - Социальная политика; 1100 - Физическая культура и спорт; 1200 - Средства массовой информации; 1300 - Обслуживание государственного и муниципального долга;
1400 - Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральным бюджетом на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. предусмотрена структура расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.

Основную часть расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам классификации расходов бюджетов составляют расходы по разделу «Социальная политика», далее следуют расходы по разделу «Национальная экономика».

Разделы и подразделы классификации расходов являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так, например, раздел 0700 «Образование» представлен следующими подразделами:
0701 - Дошкольное образование;
0702 - Общее образование;
0703 - Начальное профессиональное образование;
0704 - Среднее профессиональное образование;
0705 - Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
0706 - Высшее и послевузовское профессиональное образование;
0707 - Молодежная политика и оздоровление детей;
0708 - Прикладные научные исследования в области образования;
0709 - Другие вопросы в области образования.

В качестве наглядного примера приведем структуру расходов федерального бюджета на 2014 г. по соответствующим подразделам раздела 0700 «Образование».

На основе представленных данных можно сделать вывод, что ключевым направлением расходов федерального бюджета на 2014 г. по подразделам раздела «Образование» является «Высшее и послевузовское профессиональное образование» (около 80%).

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Код целевой статьи состоит из семи знаков - с 8 по 14 разряды 20-значного кода классификации расходов. При этом разряды 8-10 определяют код самой целевой статьи, разряды с 11-12 - код программы, при помощи которого осуществлена детализация целевых статей, разряды с 13 по 14 - код подпрограммы, конкретизирующий при необходимости направления расходования средств в рамках соответствующей программы. Например, код целевой статьи 02 1 0000 означает принадлежность расходов федерального бюджета к государственной программе Российской Федерации 02 «Развитие образования» на 2013-2020 гг., подпрограмме 1 «Развитие профессионального образования 1.

Перечни целевых статей, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Например, перечень целевых статей, установленных для федерального бюджета, включает код целевой статьи 100 00 00 «Федеральные целевые программы».

По данной целевой статье отражаются расходы федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ (подпрограмм) в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, бюджетные инвестиции и иные мероприятия. Код указанной целевой статьи включает программный срез - 4 знака, в том числе 4 и 5 знаки - код федеральной целевой программы. Например:
1000200 - Федеральная целевая программа «Культура России {2012-2018 годы)»
1000600 - Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы
1001200 - Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах».

Программный срез целевых статей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, применяется следующим образом:
- код программы (4, 5 знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату;
- код подпрограммы (6, 7 знаки семизначного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов.

Публичными нормативными обязательствами являются, например, ежемесячные доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, государственные научные стипендии молодым ученым России, премии Правительства РФ в области культуры и образования и др.

Последние три знака кода бюджетной классификации расходов бюджета состоят из кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ статьями операций сектора государственного управления по группе 200 «Расходы» являются:
210 - оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
220 - оплата работ, услуг;
230 - обслуживание государственного (муниципального) долга;
240 - безвозмездные перечисления организациям;
250 - безвозмездные перечисления бюджетам;
260 - социальное обеспечение;
290 - прочие расходы.

Похожие публикации