Бизнес. Инвестиции. Финансы. Бюджет. Карьера

Мультипликатор государственных расходов имеет вид. Мультипликаторы государственных расходов. Государство и экономика. Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета

Сущность стабилизационной политики, постоянно проводимой правительством, сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и дохода. Главной целью государственной экономической политики является поддержание экономики в состоянии полной занятости. Это гарантирует отсутствие безработицы и инфляции .

Современная рыночная эконо-мика при всем разнообразии ее моделей характеризуется социально-ориентированным хозяйством, которое допол-няется государственным регулированием.

Выполнение функций государственного регулирования невозможно без централизации средств, необходимых для:

- поддержания социальной сферы и социальной защи-ты населения (здравоохранение, развитие культуры, вып-латы заработной платы бюджетным учреждениям, пенсий и пособий, финансирование дошкольных учреждений, финансовая поддержка малообеспеченных и т.д.);

- развития приоритетных областей хозяйства (финан-сирование научно-исследовательских разработок, поддерж-ка агропромышленного комплекса, перераспределение средств между отраслями народного хозяйства и т.д.);

- обеспечения обороны и безопасности государства (содержание армии, финансирова-ние военно-промышленного комплекса);

- поддержки международных отношений (взносы в меж-дународные организации для обеспечения участия в них государства и т.п.).

Для выполнения всех этих функций правительством страны раз-рабатывается и проводится бюджетно-налоговая (или фискальная) политика, которая объединяет в себе ме-роприятия по формированию целостного устройства бюд-жетной системы и налоговой системы государства.

Фискальная политика (от лат. fisc - налог) - совокупность правительственных мер по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Кейнсианская теория рассматривает эту политику в качестве наиболее эффективного инструмента государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен, т.к. государство выражает не частные интересы, как фирмы и домохозяйства, а общественные. В кейнсианской модели экономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный ВНП (ЧНП , НД) через изменение совокупных расходов (совокупного спроса).


К фискальной политике относятся только такие манипуляции бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества денег в обращении.

Фискальная политика складывается из дискреционной и автоматической.

Дискреционная фискальная политика (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) - это сознательное изменение величин налогов и государственных расходов со стороны правительства с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Основные инструменты этой политики:

1. Изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G ).

2. Изменение суммы подоходного налогообложения (Т).

На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказывает состояние экономики; на разных фазах экономического цикла эта политика использует различные инструменты (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Государственная экономическая политика в периоды спада (а) и подъема (б)

В период экономического спада (недостаточного спроса) осуществляется стимулирующая дискреционная политика (политика бюджетной экспансии, экспансионистская ), которая складывается из роста государственных расходов и снижения налогов, что предотвращает падение производства и направлено на увеличение совокупного спроса. Задача государственной экономической политики в период экономического спада (см. рис. 8.1, а) - добиться увеличения объема производства Y* до потенциального уровня Y 1 и достижения полной занятости посредством увеличения планируемых расходов (АЕ - aggregated expenses).

В период экономического подъема (избыточного спроса) осуществляется сдерживающая (рестрикционная ) фискальная политика, направленная на сокращение совокупного спроса путем уменьшения государственных расходов и (или) роста налогов. Задача государственной экономической политики в период экономического подъема (см. рис. 8.1, б) - добиться снижения объема производства Y* до потенциального уровня Y 1 и устранения избыточной занятости путем сокращения планируемых расходов (АЕ ).

Также часто применяется и комбинированная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно.

Воздействуя таким образом на совокупный спрос, дискреционная фискальная политика оказывает влияние на величину равновесного выпуска в стране. Это влияние имеет множительный характер и измеряется с помощью мультипликаторов государственных расходов (закупок), налогов и сбалансированного бюджета .

Мультипликатор государственных расходов (m G ) - отношение изменения равновесного выпуска и дохода к изменению величины государственных закупок товаров и услуг, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг.

Данный мультипликативный эффект рассмотрим на примере стимулирующей фискальной политики (рис.8.2).

Рис. 8.2. Эффект мультипликатора государственных расходов

Увеличение государственных закупок товаров и услуг на ?G сдвигает функцию планируемых расходов АЕ вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2. Изменение государственных расходов имеет явно мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y больше, чем исходный прирост государственных закупок ?G .

В период экономического подъема с целью снижения объема производства и занятости производится уменьшение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов снижается на величину сокращения государственных закупок товаров и услуг ?G . При этом объем выпуска и совокупный доход сокращаются больше чем на ?G благодаря эффекту мультипликатора (см. рис. 8.2 - обратный переход из точки 2 в точку 1).

Его формула расчета аналогична мультипликатору инвестиций:

Это доказывается алгебраически для трехсекторной экономики (с участием государства). В точке равновесия Y = АЕ = С + I + G = (a + MPC*Y) + I + G . Решим это уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что .

Поскольку МРС < 1, то мультипликатор государственных закупок всегда больше единицы.

Следует отметить, что точно такой же мультипликационный эффект дает увеличение любого компонента автономных расходов (см. тему 5)

Экономический смысл мультипликатора государственных расходов. При увеличении государственных расходов планируемые совокупные расходы увеличиваются на ?G . В ответ на ту же величину возрастет объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y 1 = ?G (?Y 1 - это первичный прирост совокупного дохода).

Рост совокупного дохода вызовет, в свою очередь, увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов на МРС * ?Y 1 . Благодаря этому объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут на ту же величину: ?Y 2 = ?Y 1 * МРС = ?G*МРС (?Y 2 - это вторичный прирост совокупного дохода и т.д.).

Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов теперь уже на МРС*?Y 2 .

Тогда объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут следующим образом:

?Y 3 = ?Y 2 * МРС = (?Y 1 *МРС) * МРС = (?G * МРС) * МРС и т.д. до бесконечности.

В общем виде:

?Y n = ?У n -1 * МРС = ?G * МРС n -1 .

Следовательно, увеличение государственных закупок приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов .

Мультипликатор налогов (m Т ) - отношение изменения равновесного выпуска к изменению налоговых поступлений, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит первоначальное изменение объема подоходных налогов.

При наличии подоходного налогообложения располагаемый доход, идущий на потребительские расходы и сбережения, становится меньше совокупного дохода на сумму собранных налогов. Функция потребления принимает вид: .

В период экономического спада сцелью увеличения объема производства и занятости производится сокращение объема подоходного налогообложения. При этом располагаемый доход домохозяйств возрастает, и увеличивается их потребительский спрос. Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличиваются, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря действию налогового мультипликатора.

Графическое изображение эффекта налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики представлено на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Эффект налогового мультипликатора

Сокращение подоходных налогов на увеличивает располагаемый доход домохозяйств на ту же величину (?Y d = -?T ). Этот прирост располагаемого дохода будет израсходован на прирост сбережений на сумму MPS*?Y d = -MPS*?T и на увеличение потребления на сумму MPС*?Y d = -MPС*?T . В результате функция планируемых расходов сдвинется вверх на величину MPС*?T и точка равновесия сместится из положения 1 в положение 2. Изменение подоходного налогообложения имеет мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y по модулю больше, чем исходное сокращение подоходных налогов .

Мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора государственных расходов, т.к. при изменении налогов потребление изменяется частично (часть располагаемого дохода используется на сбережения), тогда как каждая единица прироста расходов государства оказывает прямое воздействие на объем выпуска и дохода.

Поэтому :

Знак «минус» означает отрицательное воздействие роста налогов на объем выпуска и дохода.

Это также доказывается алгебраически. В точке равновесия имеет место равенство Y = С + I .

Введем функцию потребления с учетом налогообложения:

Решим данное уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что

Где - налоговый мультипликатор.

Налоговый мультипликатор по модулю может быть и больше, и меньше единицы, но в любом случае по модулю он меньше мультипликатора государственных закупок согласно (8.2).

В период экономического подъема с целью снижения объема выпуска и занятости производится увеличение уровня подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расходов снизится на величину?Т*МРС . При этом объем производства и совокупный доход сокращаются по модулю больше чем на?Т благодаря действию налогового мультипликатора (см. рис. 8.3 - обратный переход из точки 2 в точку 1).

Экономический смысл налогового мультипликатора. Рассуждения во многом аналогичны выводу мультипликатора государственных закупок. При сокращении подоходного налогообложения на планируемые расходы увеличиваются на -?Т*МРС . В ответ на ту же величину возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y 1 =-?Т*МРС . Дальнейшее развитие процесса мультипликативного расширения планируемых расходов и совокупного дохода будет происходить так же, как и в случае увеличения государственных закупок.

В общем виде:

?Y n = ?У n -1 * МРС =- ?Т * МРС n .

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит (согласно (5.8)):

Следовательно, сокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

Одновременное воздействие изменения государственных расходов и подоходных налогов на изменение объема производства и совокупного дохода представляется следующей формулой:

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что одинаковые увеличения государственных расходов и налогов ведут к росту равновесного выпуска на величину их прироста (это очевидно из (8.3)). Изменение государственных расходов имеет наиболее сильное влияние на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба. Государственные расходы прямо и непосредственно влияют на совокупные расходы, а изменение суммы налогов влияет косвенно - через изменение доходов после уплаты налогов, что изменяет величину потребительских расходов. Он всегда равен 1 (та как ), что равнозначно отсутствию мультипликативных эффектов. Поэтому соблюдение правила сбалансированности бюджета резко снижает эффективность фискальной политики .

  • 13.Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
  • 16.Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.Совместное равновесие двух рынков is-lm.
  • 17.Модель is-lm и построение кривой совокупного спроса.Взаимосвязь моделей is-lm и ad-as.
  • 19.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
  • 22.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • 25.Понятие и цели денежно-кредитной политики
  • 26. Создание банковской системой «новых» денег. Банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор
  • 27.Инструменты денежно-кредитной политики.
  • 28. Передаточный механизм дкп. Жёсткая, мягкая и эластичная дкп. Политика «дешёвых» и «дорогих» денег
  • 31. Совокупн. Предложение в кратк. И долг. Периодах.
  • 32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
  • 33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.
  • 34.Теория рац ожид-й. Кривая Филлипса в теории рац. Ожиданий.
  • 35. Эк. П-ка стимул-ия сов. Предл-ия as и кривая Лаффера.
  • 36.Стаб. Пол-ка:понятие,цели,инстр-ты.
  • 37.Пол-ка занятости, ее напр-я и методы.Пол-ка занятости в рб.
  • 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  • 39 Основные взаимосвязи в открытой экономике
  • 40.Применения модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
  • 41.Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
  • 42.Макроэкономическая политика в малой открытой экономике. Факторы, осложняющие проведение эффективной экономической политики.
  • 43,44,45. Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе
  • 46.Деловые циклы и экономический рост.
  • 47.Показатели и факторы экономического роста.
  • 48.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели е.Домара, р.Харрода).
  • 49,50,51,52. Модель р.Солоу и «Золотое правило» э.Фелпса.
  • 53 Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
  • 54.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
  • 56.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
  • 57. Методологические основы неоклассической школы
  • 58. Классический подход,закон Сэя
  • 59. Альтернативные теории потребления
  • 60. Внешний гос.Долг рб
  • 19.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

    Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

    Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:m G =1/(1-MPC) МРС – пред.скл.к потребл.

    Налоговый мультипликатор - равен соотношению изменения равновесного выпуска(дохода) в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.

    Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:m t = -МРС/(1-МРС)

    Изменение налогов оказывает меньшее влияние ва величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влия­ют только на совокупные расходы. Поэтому мульти­пликатор налогов меньше мультипликатора государ­ственных расходов.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; числен­ный коэффициент, равный единице.

    Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

    22.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.

    Дефицит бюджета – это превышение расходов гос-ва над доходами. Причины бюдж. деф-та: 1. Наличие крупных программ развития эк-ки 2. Наличие спада в эк-ке 3. Войны, стихийные бедствия, милитаризация эк-ки 4. Резкое увеличение гос. расходов в связи с инфляцией 5. Расширение трансф. платежей, введение налоговых льгот в предвыборные годы. Виды бюдж. деф-та: 1) Структурный. Образ-ся, если прав-во сознательно закладывает превышение расходов над доходами. 2) Реальный. Тот, кот. складывается на самом деле. 3) Циклический. Это разница м/у реальным и структурным. Способы покрытия бюдж. деф-та: 1 – Повышение налоговых ставок или введение спец. налогов. 2 – Долговое финансирование (внутр. и внешн.). Внутр. долг. фин-ие – это выпуск и продажа гос. ценных бумаг на внутр. рынке своим субъектам хоз-ия и потребителям. Внешнее – это продажа гос. ценных бумаг иностр. гос-вам, их правительствам, субъектам хоз-ия и потребителям. 3 – Ден. финансирование (монетизация бюдж. дефицита). Возможны 2 варианта: Прямая эмиссия денег, Предоставление центр. банком заёмных ср-в правительству. 4 – Внешние займы. (у иностр. правительств и междунар. организаций) 5 – Сеньораж. Это доходы эмиссионного института, кот получены за счёт монопольного права на проведение ДКП, в том числе ден. эмиссии. Гос. расходы, кот финанс-ся за счёт эмиссии денег, осущ-ся за счёт присвоения рес-в частного сектора, покупат. способность кот. снижается в усл-ях инфляции, т. е речь идёт об инфляц. налоге. Способы регулир-ия бюдж.деф-та: 1ая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Возникают проблемы с реализацией ФП. 2ая концепция:бюджет должен баланс-ся в ходе эк. цикла, т. е. в период спадов прав-во сознательно идёт на бюдж. деф-т, а в периоды подъёмов образ-ся профицит. 3ая «Концепция функциональных финансов»: гл. цель – обеспечение равновесия, а на бюдж. деф-т можно не обращать внимания. Фин. положение страны считается нормальным, если бюдж. деф-т не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета.

    23. Гос.долг и регулирование гос.долга Гос.долг – сумма задолженностей страны своим или иностранным юр. и физ.лицам, правительствам др.стран и междунар.орг-циям. Он включает в себя сумму накопленных бюджетных дефицитов, за вычетом бюджетных профицитов и суммы фин.обязательств кредиторам. Виды гос.долга: 1)внутренний (сумма задолженностей гос-ва своим физ. и юр.лицам); 2)внешний (сумма зад-стей иностр. физ. и юр.лицам, иностр. правительствам и меджунар. орг-циям). Последствия внутр.гос.долга: 1 - его рост опасен для эк-ки с низким уровнем доходов и сбережений, т.к. очень резко падают доходы нас-я и уровни жизни и осущ-ся эф-кт вытеснения Последствия внешнего гос.долга: 1 – снижение уровня жизни в стране; 2 – кредитор может потребовать от заемщика выполнения определенных обязательств. Фин.положение страны считается нормальным, если гос.долг не превышает 50% ВВП. Меры по упр-ю гос.долгом: 1)конверсия – изм-е доходности займов в сторону или ↓; 2) консолидация – изм-е сроков погашения обычно сторону роста; 3) обмен облигации по регрессивному соотношению, это зн. несколько ранее выпущенных облигаций обмениваются на одну новую; 4) отсрочка погашения займа, исп-ся прав-вом когда выпуск новых займов не приносит эф-кта из-за больших % по гос.долгу; 5) аннулирование гос.долга – полный отказ от обязательств.

    24. Использование модели IS LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики Стабилизационная экономическая политика использует в качестве инструментов макроэкономического регулирования фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим дей­ствие фискальной политики в модели IS -LM .

    У с У У 2 У

    Предположим, что первоначально общее равновесие на рын­ках товаров и денег достигалось в точке Е при процентной став­ке г Е и доходе Y E (рис. 6.10).

    модель IS -LM показывает, что рост госу­дарственных расходов вызывает как увеличение дохода с Y E до У1, так и рост процентной ставки с г Е до Т\, При этом доход уве­личивается в меньшей степени, чем ожидалось, так как рост процентной ставки уменьшает мультипликационный эффект государственных расходов: их прирост (как и увеличение дру­гих автономных расходов, снижение налогов) частично вытес­няет планируемые частные инвестиции и потребительские рас­ходы, т.е. наблюдается эффект вытеснения. На рис.. он ра­вен У 2 - У]. Объем частных расходов уменьшается вследствие повышения процентной ставки, вызванного ростом реального дохода, который, в свою очередь, обусловлен проведением сти­мулирующей фискальной политики.

    Эф-ть фискальной политики-положит моменты:-помогает избежать эк-х щоков-сглаживание эк-го цикла-уменьшение диф-ии в обществе-увелич объма производства засчет роста AS и AD Допустим гос-во увеличивает гос закупки и снижает налоги. Это приведет к 2 последствиям:-возрастет AD и объем производства-через внижение налогов произойдет сдвиг кривой AS. Как следствие, объем производства возрастет с Y1 до Y3 Проблемы реализации фискальной политики: -для нее хар-ны длительные временные лаги: Внутренний (от осознаний начала спада до необходимости принятия решений; от принятия решений до самих действий) Внешний(от принятия мер до рез-в в экономике) -сложно рассчитать влияние параметров фискальной политики на сов расходы и объем производства -эф-т вытеснения (гос расходы вытесняют частные) 2 причины противодействия этому эф-ту:1) Стимулир фиск политика приводит у росту деловой активности, частне инвесторы могут увеличить свои инвестиции даже в случае роста ставки процента 2) При анализе эф-та вытеснения исходят из сбережений, однако в случае фиск-й политики растет доход и сбережения -проблема реализации автономной фискальной политики(когда эк-ка выходит из спада, автономная фиск-ая политика тормозит эк-ку) -оказывает воздействие политико-экономический цикл -для оценки резервов фиск политики исп-ся бюджет полной занятости, но он не всегда может оценить эк-ю конъюктуру БНП в РБ:Направлена на стимулирование эк-ко роста и структурную перестройку в экономике.Направления ее реализации :1) Улучшение налоговой структуры засчет повышения доли прямого налогообложения2) Уменьшение налоговой нагрузки на фонд зарплаты3) Уменьшение налоговой нагрузки на экономику4) Повышение стимулирующей роли таможенной политики5) Выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков.

    Эффективность фискальной политики и ос-сти в РБ.

    Эфф-ной считается та фискальная политика, кот. обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эфф-сти используют различные показатели:

    Ур-нь или норма налогообложения . Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. = ∑нал поступл/ВВП.

    - предельная нал ставка = ∆доходы/∆ВВП

    - налоговый мультипликатор , т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS), (для РБ – 3,8)

    - уровень нал нагрузки по отраслям предприятий.

    В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

    С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

    Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на 11-15 гг имеетследующие направления:

    радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

    оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

    концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

    повышение эффективности управления государственным долгом.

    снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

    повышение эффективности управления государственными финансами;

    Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). В России используется ч е т ы р е группы доходов:

    налоговые;

    неналоговые;

    безвозмездные поступления;

    доходы целевых внебюджетных фондов.

    Налоговые доходы подробно рассмотрены в первых параграфах этой главы.

    Группа неналоговых доходов включает в себя ряд подгрупп. К этим подгруппам относятся, например, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.

    К безвозмездным поступлениям относят перечисления от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и др.

    Целевые внебюджетные фонды делятся на социальные и экономические. К социальным фондам относится Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Экономическими фондами являются Фонд развития таможенной системы РФ, дорожные фонды и т.д.

    В свою очередь, подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Например, подгруппа «налог на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

    Расходы государственного бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Классификация расходов государственного бюджета - это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов. К разделам относятся общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура, кинематография и средства массовой информации, здравоохранение и спорт, социальная политика, межбюджетные трансферты и т.д.

    Бюджетные ассигнования расходов федерального бюджета, утвержденные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», были равны 4445 млрд руб. Исполнено было 4281 млрд руб. Таким образом, реальное исполнение составило 96,31\% плана. Исполнение по основным разделам и подразделам было следующим:

    общегосударственные вопросы - 530 млрд руб., т.е. 12,38\% исполненного бюджета;

    функционирование Президента РФ - 6,9 млрд руб., т.е. 0,16\%;

    национальная оборона - 682 млрд руб., т.е. 15,93\%;

    национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 550 млрд руб., т.е. 12,85\%;

    национальная экономика - 345 млрд руб., т.е. 8,06\%;

    жилищно-коммунальное хозяйство - 53 млрд руб., т.е. 1,24\%;

    образование - 212 млрд руб., т.е. 4,95\%;

    Пенсионное обеспечение - 141 млрд руб., т.е. 3,29\%, и т.д. Согласно перспективному финансовому плану, утвержденному

    Правительством РФ, доходы федерального бюджета в 2008 г. составят 7112 млрд руб., в 2009 г. - 7797 млрд руб. Общие расходы в 2008 г. составят 6093 млрд руб., в 2009 г. - 6716 млрд руб.

    Объем стабилизационного фонда на начало 2008 г. - 4194 млрд руб., на начало 2009 г. - 5463 млрд руб.

    Прошу не опаздывать, вести себя прилично, не разговаривать, отвечая - вставать, быть активными в ответах. На парты не ставьте сумки, бутылки, кроме тетрадок и ручек на столе ничего не должно быть.

    Определения, которые я вам напечатала, надо выучить. Посмотреть ход решения задач, такие задачи и будем решать.

    За хорошие ответы студены будут поощрены.

    Тема открытого занятия: Бюджетно-налоговая политика

    Перед решением каждой задачи спрашиваю основные определения:

    Термины к 1 задаче :

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

    Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения

    налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

    Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция ) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер.

    В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

    Формула мультипликатора государственных расходов :

    – изменение равновесного объема производства;

    – увеличение государственных расходов;

    – мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению (МРС).

    Мультипликатор налогов:

    – изменение налогов.

    Налоговый мультипликатор указывает, что когда происходит приращение общей суммы налогов, то доход и выпуск продукции вырастает на сумму, которая в раз превосходит увеличение налогов. Налоговый мультипликатор всегда является отрицательной величиной.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета :

    Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

    Задача № 1 . Экономика описана следующими данными:

    С = 20 + 0,8 (Y - Т + F) (потребление);

    I = 60 (инвестиции);

    Т = 40 (налоги);

    F = 10 (трансферты);

    G = 30 (государственные расходы)

    Y - объем производства

    0.8 – предельна склонность к потреблению

    а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

    б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях стимулирования экономики:

    Какова величина мультипликатора госрасходов?

    в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G = 30):

    Что происходит с кривой планируемых расходов?

    Как изменится равновесный уровень дохода?

    Какова величина мультипликатора налогов?

    Как изменится сальдо госбюджета?

    г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

    Что происходит с кривой планируемых расходов?

    Как изменится равновесный уровень дохода?

    Что происходит с эффектом мультипликатора?

    Как изменится сальдо госбюджета?

    Решение

    а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, 1, Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно Y:

    Y = 20 + 0,8 (Y 40 + 10) + 60 + 30.

    После алгебраических преобразований получаем: Y=430 => это первоначальное равновесие (точка А).

    б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 1):


    Для расчета изменения равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В воспользуемся формулой мультипликатор государственных расходов:

    В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен:

    До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалансирован:

    После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

    в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -ΔТ*МРС =-10 х 0,8 = -8 (см. рис. 2):



    Равновесный уровень выпуска снизится на величину:

    – формула мультипликатора налогов

    Экономика переместится из точки А в точку В, где равновесный объем производства составит 390.

    Мультипликатор налогов равен:

    После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.


    г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем налоговое сдерживание (см. рис 3):

    Рисунок 3

    Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440.

    Это можно проверить с помощью расчета:

    У = 20 + 0,8 (У - 50 + 10) + 60 + 40;

    В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

    При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

    Задача № 2 . (формулы из задачи № 1).

    Экономика страны характеризуется следующими данными:

    Фактический доход (Y) = 4000 долл.

    Предельная склонность к потреблению (b) = 0,8.

    Равновесный доход (Y*) = 4200 долл.

    а) Как должны измениться правительственные расходы (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния (Y* = 4200 долл.)?

    б) Как должна измениться величина налоговых поступлений (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния?

    А) Δ Y = Δ G* b, где Δ Y – прирост дохода, Δ G – прирост государственных расходов.

    Δ Y = Y* - Y = 4200 долл. – 4000 долл. = 200 долл.

    М = 1/1- b = 1/1-0,8 = 1/0,2 = 5

    Δ G = 40, т.е. государственные расходы должны увеличиться на 40 долл.

    Б) Δ Y = Δ Т* мультипликатор налогообложения, где Т – налоги.

    М налогообл. = = -4

    MPS – предельная склонность к сбережению

    200 = Δ Т * (-4)

    Δ Т = -50, т.е. налоги должны быть уменьшены на 50 долл.

    Определения ко 3 задаче:

    Основными структурными инструментами государственного бюджета выступают: доходы государственного бюджета (налоги, сборы); расходы государственного бюджета (финансирование экономики, социально-культурные программы, оборона, управление).

    Основными видами состояние государственного бюджета являются:

    1. Нормальное – в этом случае расходная часть равна доходной.

    2. Дефицитное, т.е. расходная часть превышает доходы.

    Основными формами дефицитного бюджета являются:

    - структурный дефицит – дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов. Это разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости;

    - циклический дефицит – дефицит, возникающий в результате циклического падения производства и отражающий кризисные явления в экономике, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

    Задача № 3 : Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4У, функция трансфертов F = 0,2У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D = 1000 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства (У) равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

    а) Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

    б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

    в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

    а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

    Расходы бюджета = госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

    Доходы бюджета = налоговые поступления (Т) =0,4x2000 = 800.

    Фактический дефицит бюджета = 1000 - 800 - 200.

    б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

    Структурный дефицит = = 500 + 0,2x2500 + 0,1x1000 - 0,4x2500 = 100.

    в) Циклический дефицит госбюджета = фактический дефицит- структурный дефицит 200 – 100= 100.


    Похожая информация.


    Похожие публикации