Бизнес. Инвестиции. Финансы. Бюджет. Карьера

Налоговые режимы: понятие, сущность, цели, значение. Что означают специальные налоговые режимы и что к ним относят? К специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения

ТЕМА 3.3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Цель данной темы – изучение специальных налоговых режимов, установленных НК РФ и предусматривающих особый порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • перечислить виды специальных налоговых режимов;
  • назвать плательщиков единого сельскохозяйственного налога, изложить порядок его исчисления;
  • определить критерии перехода на упрощенную систему налогообложения;
  • применять порядок исчисления и уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения;
  • перечислить элементы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • знать, от уплаты каких налогов освобождается инвестор при выполнении соглашения о разделе продукции.

3.3.1. Понятие и виды специальных налоговых режимов РФ

Согласно ст. 18 НК РФ специальный налоговый режим предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13–15 НК РФ. Специальные налоговые режимы применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальный режим налогообложения предполагает замену совокупности существующих налогов и сборов единым налогом.

В настоящее время к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);
  • система налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

Следует отметить, что до 2005 г. ст. 18 НК РФ были предусмотрены специальные режимы налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ) и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). При этом уплата налогов в особых экономических зонах – Калининградская и Магаданская области – приравнивалась к специальным налоговым режимам. С 2006 г. Федеральным законом от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ, установлен порядок создания и ликвидации особых экономических зон (ОЭЗ). Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Особенностью налогообложения резидентов ОЭЗ является установление налоговых льгот по отдельным налогам, например, по НДС, налогу на прибыль, акцизам, налогу на имущество организаций, земельному налогу. По ЕСН для резидентов ОЭЗ установлена специальная регрессивная шкала налогообложения с максимальной ставкой 14 %.

3.3.2. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с 1 января 2002 г. и предусматривает уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) . Этот режим предусматривает его добровольный выбор плательщиками.

Налогоплательщиками ЕСХН являются сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу. Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН только при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) по итогам работы за календарный год составляет не менее 70 %.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода на уплату этого налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление и документы, подтверждающие право на применение данного режима. Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган.

Следует отметить, что не имеют права перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Переход с ЕСХН на общий режим налогообложения производится также добровольно с начала календарного года. В этом случае необходимо уведомить налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года перехода на общий режим налогообложения.

Применение ЕСХН организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты некоторых налогов единым налогом (см. табл. 3.9).

Таблица 3.9

Обязанности по уплате налогов и сборов в режиме ЕСХН

Не уплачиваются

Сохраняется обязанность по уплате

организациями

индивидуальными
предпринимателями

Налог на прибыль организаций,

Единый социальный налог

Налог на доходы физических лиц

НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

Налог на имущество физических лиц

Единый социальный налог

Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При определении налоговой базы ЕСХН организации учитывают следующие доходы:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели при определении налоговой базы ЕСХН учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Перечень расходов, учитываемых при определении ЕСХН, содержится в гл. 26.1 НК РФ, насчитывает 29 видов и является исчерпывающим. Этот перечень содержит следующие расходы:

  1. на приобретение основных средств;
  2. на приобретение нематериальных активов;
  3. на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
  4. материальные расходы;
  5. расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;
  6. расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  7. суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
  8. суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  9. расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
  10. суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством РФ;
  11. расходы на командировки (суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ);
  12. плату нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
  13. расходы на опубликование бухгалтерской отчетности, а также на опубликование и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять такое опубликование (раскрытие);
  14. расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
  15. расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
  16. расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
  17. суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  18. расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации;
  19. расходы на информационно-консультативные услуги;
  20. расходы на повышение квалификации кадров;
  21. судебные расходы и арбитражные сборы;
  22. расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба;
  23. расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков.

При определении доходов и расходов применяется кассовый метод. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщики ЕСХН вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 %. Сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом – полугодие.

Ставка ЕСХН составляет 6 %.

По итогам отчетного периода плательщики исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Представление налоговых деклараций и уплата ЕСХН по итогам отчетного периода производится не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. При этом уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. По итогам налогового периода представление деклараций и уплата ЕСХН производится в следующие сроки:

  • организациями – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составит менее 70 %, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. При этом пени и штрафы не применяются.

3.3.3. Упрощенная система налогообложения

Специальный налоговый режим, регулирующий налогообложение малого бизнеса в РФ, первоначально регулировался Федеральным законом от 29.12.1995 г. № 122-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», согласно которого перейти на данную систему имели право субъекты хозяйственной деятельности с предельной численностью работников до 15 человек.

С 1 января 2003 г. применение упрощенной системы налогообложения (УСН) регулируется гл. 26.2. НК РФ. Переход на эту систему или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно .

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 15 млн руб. (без учета НДС).

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  2. банки;
  3. страховщики;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. инвестиционные фонды;
  6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  7. ломбарды;
  8. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);
  9. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
  10. нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  11. организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  12. организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  13. организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %;
  14. организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом РФ, превышает 100 человек ;
  15. организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов , определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.;
  16. бюджетные учреждения;
  17. иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 20 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн руб. , такой налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Применение УСН предусматривает замену уплаты некоторых налогов единым налогом (см. табл. 3.10).

Таблица 3.10

Обязанности по уплате налогов и сборов в режиме УСН

Не уплачиваются

Сохраняется
обязанность по уплате

организациями

индивидуальными
предпринимателями

Налог на прибыль организаций

НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

Налог на имущество организаций

Единый социальный налог

Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),

НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

Налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Иные налоги и сборы в соответствии с общим режимом налогообложения

Выполнение обязанностей налогового агента

Объектом налогообложения признаются:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и не может изменяться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

Перечень расходов при применении УСН является закрытым и предусмотрен ст. 346.16. Так, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы :

  • расходы на приобретение основных средств;
  • расходы на приобретение нематериальных активов;
  • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
  • арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;
  • расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ;
  • суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам);
  • проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
  • суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ;
  • расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;
  • расходы на командировки (в пределах норм);
  • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
  • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
  • плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов (в пределах утвержденных тарифов);
  • расходы на аудиторские услуги;
  • расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации;
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
  • расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям);
  • расходы на рекламу;
  • расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
  • суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации и др.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов – в случае если объектом налогообложения являются доходы. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога (см. табл. 3.11).

Таблица 3.11

Пример расчета минимального налога (условные единицы)

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами.

Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 %. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.

Следует отметить, что убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Ставка единого налога составляет:

6 % – в случае если объектом налогообложения являются доходы

15 % – в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговым периодом при УСН признается календарный год, а отчетными периодами – первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, исчисляют самостоятельно авансовые квартальные платежи нарастающим итогом с начала налогового периода и уменьшают их на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, исчисляют авансовые квартальные платежи нарастающим итогом по фактически полученным доходам, уменьшенным на величину произведенных и документально подтвержденных расходов.

Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог по итогам налогового периода уплачивается не позднее срока подачи налоговой декларации:

  • организациями – не позднее 31 марта следующего года;
  • индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля следующего года.

Следует отметить, что применение упрощенной системы налогообложения обеспечивает снижение налоговой нагрузки на организации малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей по сравнению с общим режимом налогообложения в 2–2,5 раза. Поэтому, начиная с 2003 г., по данным МНС России, на этот режим уже перешло свыше 500 тыс. организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

С 2006 г. для индивидуальных предпринимателей вновь установлена система патентов, которая применялась до 2003 г. Применение УСН на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Патенты предусмотрены только на определенные виды деятельности, перечень которых определен НК РФ и включает 58 видов деятельности. При этом решение о возможности применения УСН на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов РФ, которыми определяются конкретные виды деятельности из перечня, установленного НК РФ. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке (6 %) процентная доля потенциального возможного к получению индивидуальным предпринимателем дохода, размер которого устанавливается также законами субъектов РФ отдельно по каждому виду деятельности.

3.3.4. Единый налог на вмененный доход
для отдельных видов деятельности

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности впервые была введена в РФ в 1998 г. Взимание ЕНВД до 1 января 2003 г. регулировалось Законом РФ от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности. С 1 января 2003 г. порядок обложения ЕНВД регулируется главой 26.3 НК РФ, которая претерпела существенные изменения с 2006 г.

Система в виде ЕНВД вводится в действие на основе НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Особенностью ЕНВД в отличие от УСН является то, что плательщик не имеет права выбора. Если его деятельность попадает под установленный перечень, он обязан платить ЕНВД.

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности :

  1. оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
  2. оказания ветеринарных услуг;
  3. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  4. оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
  5. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  6. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м 2 по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 м 2 по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
  7. розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  8. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м 2 по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
  9. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  10. распространения и (или) размещения наружной рекламы;
  11. распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
  12. оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м 2 ;
  13. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

При введении системы ЕНВД на территориях муниципальных образований, а также в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов определяются:

  • виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах установленного в НК РФ перечня. При введении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг;
  • значения коэффициента К2 или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Так же как и в случае применения УСН, ЕНВД заменяет собой ряд налогов, уплачиваемых по общей системе налогообложения (см. табл. 3.10). НК РФ допускает применение ЕНВД наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. В этой связи освобождение от уплаты общих налогов предусматривается только в части предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. В этом случае налогоплательщики обязаны вести раздельный учет.

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход налогоплательщика.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.

Ставка ЕНВД установлена в размере 15 %.

Таким образом, расчет суммы ЕНВД производится по следующей формуле:

ЕНВД = БД × ФП × К1 × К2 × С %,

где БД – базовая доходность, определяемая как условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях; ФП – физический показатель базовой доходности; К1 – коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ; К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности; С % – ставка ЕНВД.

Физические показатели и базовая доходность по отдельным видам деятельности установлена НК РФ в зависимости от вида предпринимательской деятельности (см. табл. 3.12).

Таблица 3.12

Физические показатели и базовая доходность
для отдельных видов деятельности в системе вмененного налога

Виды предпринимательской деятельности

Физические
показатели

Базовая
доходность
в месяц, руб.

Оказание бытовых услуг

Оказание ветеринарных услуг

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках

Площадь стоянки (в квадратных метрах)

Оказания автотранспортных услуг

Количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы

Площадь торгового зала (в квадратных метрах)

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети

Торговое место

Развозная (разносная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения)

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей

Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)

Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залы обслуживания посетителей

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

Распространение и (или) размещение наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением рекламы с автоматической сменой изображения

Распространение и (или) размещение наружной рекламы с автоматической сменой изображения

Площадь информационного поля экспонирующей поверхности (в квадратных метрах)

Распространение и (или) размещение наружной рекламы посредством электронных табло

Площадь информационного поля электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах)

Количество транспортных средств, используемых

для распространения

Оказание услуг по временному размещению и проживанию

Площадь спального помещения (в квадратных метрах)

Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей

Количество торговых мест, переданных во временное владение, пользование другим хозяйствующим субъектам

Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на суммы (но не более чем на 50 %):

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог;
  • страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование;
  • выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

3.3.5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Одним из способов привлечения крупных и долгосрочных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс является освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции. Норму и правила, регулирующие осуществление деятельности на основе соглашения о разделе продукции (СРП), определены Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Согласно этому закону, СРП это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ.

Особенностью СРП является применение специфического механизма налогообложения, предусмотренной гл. 26.4. НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции». Данная система предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена главой 26.4 НК РФ.

Налогоплательщиками при выполнении СРП признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения. Инвестор – юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору в пользование на условиях соглашения. Если в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, каждое из них подлежит постановке на учет по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях соглашения.

Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима при выполнении СРП оператору (с его согласия), который осуществляет предоставленные ему полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Уплата инвестором определенных налогов и сборов или освобождение от их уплаты зависит от условий раздела продукции.

При использовании традиционного (обычного) варианта раздела продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» инвестор уплачивает следующие налоги:

  • налог на прибыль организаций;
  • единый социальный налог;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • плату за негативное воздействие на окружающую среду;
  • плату за пользование водными объектами;
  • государственную пошлину;
  • таможенные сборы;
  • земельный налог;
  • акцизы.

При этом в ряде случаев предусмотрено возмещение инвестору сумм уплаченных налогов (в том числе за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту РФ, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных налогов и сборов). Так, инвестору возмещаются суммы уплаченных налогов: НДС, ЕСН, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор не уплачивает:

  • налог на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями;
  • транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.

При выполнении соглашения, предусматривающего прямой вариант раздела продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

  • единый социальный налог;
  • государственную пошлину;
  • таможенные сборы;
  • налог на добавленную стоимость;
  • плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно НК РФ, по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов.

Следует отметить, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от уплаты таможенной пошлины.

Вопросы для самопроверки к теме 3.3

  1. Дайте определение понятия «специальный налоговый режим»?
  2. Какие специальные режимы предусмотрены НК РФ?
  3. Перечислите состав плательщиков ЕСХН.
  4. При каком условии организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и/или выращивающие рыбу, и осуществляющие ее первичную и последующую переработку, признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями?
  5. Какие налоги не уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕСХН?
  6. Укажите доходы, которые учитываются при исчислении налоговой базы по ЕСХН.
  7. Перечислите расходы, которые принимаются к вычету при исчислении налоговой базы по ЕСХН.
  8. Каков порядок исчисления и сроки уплаты ЕСХН?
  9. Назовите критерии перехода на УСН?
  10. Какие налоги не уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на упрощенную систему налогообложения?
  11. Что является объектом налогообложения при применении УСН?
  12. Какие ставки применяются при применении УСН?
  13. Вправе или налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов?
  14. В отношении каких видов деятельности может применяться ЕНВД согласно НК РФ?
  15. Что определяется нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при введении в действие ЕНВД?
  16. Что признается объектом обложения по ЕНВД?
  17. Какая ставка установлена по ЕНВД?
  18. Определите понятие СРП, укажите значение налогообложения при выполнении СРП?
  19. В чем заключается отличие налогообложения при выполнении СРП от других специальных режимов?
  20. От чего зависят варианты налогообложения при выполнении СРП?

Библиография к теме 3.3

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Об особой экономической зоне в Калининградской области. Федеральный закон от 22.01.1996 г. №13-ФЗ.
  3. Об особой экономической зоне в Магаданской области. Федеральный закон от 31.05.1999 г. №104-ФЗ.
  4. О закрытом административно-территориальном образовании. Закон РФ от 14.07.1992г. №3297-1.
  5. О соглашениях о разделе продукции. Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ.
  6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. –М.: Юрайт, 2003.
  7. Гусева С. М., Севастьянова Н. П. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД в 2004 г. – М.: Библиотека журнала «Главбух», 2004.
  8. Истратова М. И. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД 2003 г. – М.: Статус-Кво 97, 2003.
  9. Климова М. А. Упрощенная система налогообложения. Актуальные вопросы. – М.: Налоговый вестник, 2003.
  10. Малый бизнес: упрощенная система налогообложения в 2003 году / Под ред. М. А. Пархачевой. – СПб.: Питер, 2003.
  11. Налоги и налогообложение. 4-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2003.
  12. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
  13. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
  14. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000.
  15. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
  16. Толкушин А. В.

Специальные налоговые режимы - особые системы налогообложения, предусмотренные НК РФ в основном для определенных видов деятельности. Только один из них (УСН) зависит от объема доходов. Сравним их особенности применительно к 2018-2019 годам.

Что такое спецрежимы

Специальные налоговые режимы образуют особые виды систем начисления налогов, отличающиеся от общеустановленного порядка, которому посвящен весь НК РФ, за исключением раздела VIII.1, отведенного для описания основных принципов каждого из специальных налоговых режимов.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

Какие режимы относятся к специальным

В перечне специальных налоговых режимов в 2018 году изменений не произошло. Он полностью приведен в п. 2 ст. 18 НК РФ. Это системы:

  • для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная (УСН);
  • вмененного налога (ЕНВД);
  • соглашений о разделе продукции (СРП);
  • патентная (ПСН).

Несмотря на то что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

Общие черты специальных режимов налогообложения

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:

  • К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
  • Кругу налогоплательщиков. ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.
  • Объекту применения. ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
  • Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
  • Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.

Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статьях:

  • «Какие особенности совмещения ОСНО и УСН?» ;
  • «Распределение расходов при совмещении ЕНВД и УСН» .

Принципиальные особенности спецрежимов

Вместе с тем каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице 1.

Отличия налогообложения при спецрежимах

Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:

  • Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), — для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы» с основной ставкой 15% и «доходы» с основной ставкой 6%.
  • Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки — для ЕНВД и ПСН.

Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.

Специальные налоговые режимы , согласно Налоговому кодексу РФ, являются неотъемлемой частью налоговой системы. В кодексе представлено несколько видов налоговых спецрежимов. В нашей статье мы разберем, что у них общего, какие имеются отличительные черты, а также кто и при каких обстоятельствах имеет возможность использовать каждый из имеющихся режимов.

Понятие

Специальные налоговые режимы - это вид налогообложения, который имеет правила, отличающиеся от общеустановленных норм, закрепленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, который как раз таки и регулирует спецрежимы.

Режимы налогообложения применяются согласно следующим правилам:

  1. Решение о переходе на специальный налоговый режим налогоплательщика должно быть добровольным.
  2. Любой из налогов, применяемых на спецрежимах, регулируется положениями Налогового кодекса.
  3. На спецрежимах основные федеральные налоги могут не уплачиваться.
  4. Важную роль в применении налоговых режимов играет субъект РФ. Он оказывает влияние на условия специальных налоговых режимов , а также устанавливает систему льгот.

Что относится к специальным режимам

Специальные налоговые режимы в 2016 году не изменились. Выделяют пять специальных налоговых режимов : ЕСХН, УСН, ЕНВД, СРП, ПСН.

В 2015–2016 годах некоторые налоговые режимы подвергались незначительным корректировкам, однако их общие положения остались неизменными. Так, например, налоговые режимы УСН и ЕНВД подверглись изменениям только в части уплаты налога на имущество: введены обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

Что общего у специальных режимов налогообложения

Специальные режимы налогообложения можно классифицировать по следующим признакам:

  1. Масштаб деятельности лиц. Практически все спецрежимы предназначены для малого бизнеса (кроме СРП).
  2. Круг налогоплательщиков. СРП могут применять только предприятия, ПСН - только индивидуальные предприниматели, УСН, ЕНВД, ЕСХН могут использоваться и для предприятий, и для ИП.
  3. Объект применения. ЕНВД, ЕСХН, ПСН и СРП могут применяться исключительно для определенных НК РФ и органами местного самоуправления видов деятельности, режим УСН применим для крупных направлений бизнеса, однако оговорки по его ограничению все-таки есть и прописаны они также в НК РФ.
  4. Начисление налогов. Во всех режимах, за исключением СРП, единый спецналог заменяет собой налог на прибыль, имущество и НДС. В СРП отсутствует специальный налог и применяется система льгот.

Специальных разрешений для ведения бизнеса на спецрежимах по большей части не требуется. Но такое спецразрешение необходимо для патентной системы (патент) и соглашения о разделе продукции (соглашение).

Сельскохозяйственный режим предназначен для предприятий, которые занимаются сельским хозяйством и рыболовством.

Налоговая система при выполнении соглашений о разделе продукции применяется для предприятий, занимающиеся поиском, разведкой и добычей минерального сырья.

Деятельность остальных налоговых режимов закреплена ст. 346 Налогового кодекса РФ.

По некоторым режимам оговаривается размер выручки. Например, ее размер при упрощенной системе должен составлять до 60 млн руб., при патентной системе - до 1 млн руб. В обоих случаях он корректируется на коэффициент-дефлятор.

По каждому режиму существует ограничение по среднесписочной численности. Так, численность сотрудников для сельскохозяйственной системы не должна превышать 300 человек, для упрощенной системы и вмененного дохода - 100 человек, для патентной системы - 15 человек.

Ограничение по остаточной стоимости основных фондов применяется только для упрощенной системы в размере до 100 млн руб., по участию в уставном капитале - для упрощенной системы и вмененки в размере до 25%.

Общие черты, характеризующие спецрежимы, представлены в таблице.

Отличительные черты специальных налоговых режимов

Специальные налоговые режимы отличаются друг от друга базой для начисления налога и размерами налоговых процентных ставок.

База может быть постоянной, например при использовании ЕНВД и ПСН, и переменной, т. е. зависящей от полученного дохода, например при УСН.

Также для одной системы существуют два метода при расчете налогов. Например, для упрощенной системы при выборе метода «доходы минус расходы» налог рассчитывается по ставке 15%, а при использовании метода «доходы» - 6%.

Отличительной чертой всех видов специальных налоговых режимов является отсутствие необходимости при их применении уплачивать некоторые федеральные налоги. Существует набор показателей, по которым можно охарактеризовать каждый режим. Так, например, все системы налогообложения, кроме СРП, не уплачивают налог на имущество, на прибыль и на добавленную стоимость. В системе налогообложения СРП не уплачиваются налог на имущество, транспортный налог, местные налоги и таможенные пошлины.

Налоговая ставка по специальным режимам составляет 6% и 15%. В настоящее время возможно применение системы льгот, при которой налоговая ставка будет снижена (УСН).

Налоговый период для разных систем налогообложения отличается:

  • для ЕСХН и УСН он составляет 1 год (то есть декларация по данным налогам подается один раз в год);
  • для вмененной системы - квартал;
  • для патентной системы - год или срок действия платежа;
  • для соглашения о разделе продукции период свой по каждому налогу.

Более подробно с отличительными характеристиками можно ознакомиться в таблице.

Специальные налоговые режимы имеют свои особенности и отличия. Выбирая тот или иной режим, предприятие должно учитывать все правила и особенности каждого вида налогообложения.

В России действует трехуровневая система налогов и сборов. Налоги и сборы могут быть федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). А что понимается под спецрежимом? В нашей консультации приведем понятие и виды специальных налоговых режимов, а также уточним правовое регулирование специальных налоговых режимов в 2017 году.

Специальные налоговые режимы: общая характеристика

Специальный режим - это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Применение специальных режимов налогообложения может освобождать налогоплательщиков от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Несмотря на то, что специальный налоговый режим - это система налогообложения федерального уровня, органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ для конкретного режима, вправе определять по специальным налоговым режимам:

  • виды предпринимательской деятельности, по которым может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
  • ограничения на переход и применение специального налогового режима по НК РФ;
  • налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • особенности определения налоговой базы;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К примеру, перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться спецрежим, устанавливается региональными и местными органами власти в отношении ЕНВД, а дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков могут устанавливаться законами субъектов РФ применительно к УСН.

К специальным налоговым режимам относятся…

Перечень спецрежимов налогообложения поименован в п. 2 ст. 18 НК РФ .

К специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) - гл. 26.1 НК РФ ;
  • упрощенная система налогообложения (УСН) - гл. 26.2 НК РФ ;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) —

Предоставляет предпринимателям возможность задействовать самые разные схемы расчетов с государством. Есть общий механизм исчисления сборов в бюджет, который характеризуется достаточно большим объемом финансовой нагрузки на бизнес. Есть различные специальные режимы налогообложения, задействование которых предполагает существенное снижение налогового бремени на предприятия. Воспользоваться соответствующими преференциями в части уплаты государству налогов и сборов могут предприниматели, осуществляющие деятельность в самом широком спектре отраслей. Каждый из них может выбрать специальную систему налогообложения, наилучшим образом совместимую со спецификой бизнес-модели, величиной выручки, а также ее соотнесением с издержками. Какого рода спецрежимы сбора налогов устанавливает российское законодательство? Как выбрать из них оптимальный?

Понятие спецрежима налогообложения

Специальный налоговый режим - система сбора платежей налогоплательщиков в бюджет, которая устанавливается в порядке, предусмотренном НК РФ и иными правовыми актами. Данные спецрежимы могут предусматривать порядок исчисления платежных обязательств, отличающийся от стандартного, а в ряде случае - освобождение от них отдельных плательщиков.

Понятие специального налогового режима закреплено в российском законодательстве. Основной источник права здесь - Налоговый кодекс. Специальный налоговый режим российские исследователи определяют как механизм сбора платежей в бюджет для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, который рассматривается как альтернативный общей системе налогообложения или ОСН. Собственно, соответствующие формулировки закреплены на уровне главного, как мы отметили выше, источника налогового права в России - НК РФ. Так, в Налоговом кодексе сказано, что спецрежимы могут освобождать плательщика от обязательств, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ, то есть тех, что характеризуют главным образом как раз-таки ОСН.

К специальным налоговым режимам относятся, если следовать положениям НК РФ:

  • ЕСХН.
  • ЕНВД.
  • Налог для плательщиков, выполняющих соглашения о разделе продукции.
  • Налог для предпринимателей, работающих по патенту.

Рассмотрим специфику отмеченных видов налогов подробнее.

ЕСХН

ЕСХН, или единый сельскохозяйственный налог, - специальный налоговый режим, который установлен для предпринимателей-аграриев. Также к налогоплательщикам, которые имеют право пользоваться преимуществами ЕСХН, относятся рыбохозяйственные организации. Рассматриваемый спецрежим позволяет плательщикам не перечислять в бюджет налоги:

  • на прибыль предприятий (не считая сбора, который уплачивается с выручки по дивидендам либо некоторым разновидностям долговых обязательств);
  • на имущество предприятий;
  • НДС (не считая сбора, который уплачивается на таможне при импорте товаров в РФ, а также при договорах простого товарищества, либо доверительного управления собственностью).

ЕСХН - налоговый режим, на который предприниматели могут переходить добровольно. Для того чтобы сделать это, бизнес должен направить в ФНС уведомление - по месту ведения коммерческих активностей. Однако, начать пользоваться преференциями, которые гарантирует данный специальный налоговый режим, фермер сможет только со следующего года. Начать работу по ЕСХН сразу могут только новые организации, которые только что прошли государственную регистрацию - либо успели подать соответствующее уведомление в ФНС в течение 30 дней после получения правоустанавливающих документов.

Условия перехода на ЕСХН

Воспользоваться преимуществами ЕСХН могут только те бизнесы, которые имеют выручку от сельскохозяйственной деятельности более 70% от общего дохода. Не могут работать по ЕСХН:

  • компании, осуществляющие выпуск подакцизных товаров;
  • фирмы, занимающиеся игорным бизнесом;
  • государственные и муниципальные учреждения.

Объект налогообложения по ЕСХН

Объект налогообложения по ЕСХН - прибыль бизнеса, то есть разница между доходами и расходами. Ставка ЕСХН составляет 6%. Данный налог можно считать, таким образом, одним из самых выгодных в российской системе налогообложения. База для исчисления налога по ЕСХН может быть, кроме того, уменьшена на величину убытков, зафиксированных в предыдущий год.

УСН

Многие российские предприятия предпочитают выбирать упрощенный налоговый режим или систему налогообложения. Для этого бизнес должен соответствовать следующим критериям:

  • штат сотрудников не должен превышать 100 человек;
  • выручка бизнеса - не более 60 млн рублей в год;
  • остаточная стоимость фондов не должна превышать 100 млн рублей;
  • если налогоплательщик - юрлицо, то доля собственности других организаций в нем не должна превышать 25%.

УСН не могут применять фирмы, имеющие филиалы либо представительства.

УСН позволяет бизнесам не платить:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (за исключением объектов недвижимости, по которым налоговая база соответствует их кадастровой стоимости);

Перейти на УСН, как и в случае с ЕСХН, можно, направив в ФНС уведомление по установленной форме. Аналогично этому, работать по «упрощенке» бизнес сможет только со следующего года. Исключение - если организация новая, и ее собственники успели направить в ФНС уведомление в течение 30 дней после государственной регистрации. Также следует отметить, что при переходе на УСН с ЕНВД работа по «упрощенке» возможна с того месяца, когда организация перестала работать по ЕНВД.

Виды УСН

УСН - система налогообложения, которая может быть задействована предпринимателем с точки зрения расчетов с бюджетом в двух вариантах. Во-первых, бизнес может уплачивать государству 6% от выручки. Во-вторых, есть вариант с перечислением в бюджет 15% от чистой прибыли.

Выбор одной из двух отмеченных схем зависит от самого предпринимателя. Использовать УСН, по которому государству уплачивается 6% от выручки целесообразно бизнесам, которые не имеют больших расходов. Это могут быть, например, консалтинговые организации, а также любые другие, что специализируются на оказании услуг. В свою очередь, промышленные бизнесы, строительные компании, торговые организации, скорее всего, будут иметь меньшую рентабельность вследствие больших расходов. Поэтому им выгоднее будет работать по УСН, отдавая в бюджет 15% от прибыли. При этом регионы РФ могут устанавливать льготные налоговые режимы по УСН для соответствующей схемы, по которым ставка может быть уменьшена до 5%.

Похожие публикации