Бизнес. Инвестиции. Финансы. Бюджет. Карьера

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Регистрация и учёт налогоплательщика. Налоговые агенты Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией

Министерство образования и науки Российской Федерации


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

тема: «Регистрация и учёт налогоплательщика. Налоговые агенты»

Вариант № 6


Выполнила: студентка 5 курса

Специальность:

Специализация:

№ личного дела:

Руководитель:



Введение

I . Теоретическая часть

1.Регистрация и учёт налогоплательщиков

2.Налоговые агенты

II . Практическая часть

Задача №1

Задача №2

Задача №3

Заключение

Список использованных источников

Введение


Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат регистрации постановке на учет в налоговых органах.

В данной контрольной работе рассмотрим:

Регистрацию и учет налогоплательщиков

Налоговых агентов

I. Теоретическая часть

1.Регистрация и учёт налогоплательщиков


Регистрация и учет налогоплательщиков включает: регистрацию и учет физических лиц как граждан и как налоговых резидентов; регистрацию и учет юридических лиц как инкорпорированных в стране и как налоговых резидентов; регистрацию и учет обособленных подразделений; регистрацию и учет консолидированных групп; регистрацию и учет представительств иностранных государств и международных организаций.

В развитых странах регистрация и учет плательщиков - физических и юридических лиц - налогов ведется единообразно и унифицировано уполномоченными подразделениями налоговых органов на основании единой общегосударственной системы фискальных учетных реквизитов (ФУР).

ФУР физического лица включают: ФИО лица, дату и место рождения, гражданство, адрес постоянного или обычного проживания, адрес находящегося в собственности жилого помещения или иного объекта недвижимости, используемого для постоянного или временного проживания данного лица, членов ее семьи, иных иждивенцев, или сдаваемого в аренду или иное пользование других лиц, фискальный номер.

ФУР юридического лица включают: официальное название, используемую им основную торговую марку, дату и место регистрации, адрес по регистрации, по основному месту деятельности и по размещению центра управления (головной конторы), адрес находящегося в собственности производственного, торгового, жилого или иного помещения или любого другого принадлежащего лицу объекта недвижимости, фискальный номер лица, ФУР всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного лица.

Основная тенденция сейчас состоит в том, чтобы посредством системы регистрации и учета физических лиц как плательщиков налогов заменить все другие формы учета и регистрации физических лиц - по рождению, паспортной, социальной, пенсионной, военной, иммиграционной и др., а системой регистрации и учета юридических лиц как плательщиков налогов заменить, полностью или частично, все другие формы учета и регистрации юридических лиц (регистрацию по созданию, слиянию, поглощению компаний, как субъектов торгового права, как инвестиционных или холдинговых центров и т.д.).

При таком порядке физические лица подлежат учету в налоговых органах с момента рождения. Первичная налоговая регистрация физических лиц ведется в налоговых органах и осуществляется в каждой стране в отношении своих граждан и налоговых резидентов - по факту рождения, путем присвоения физическому лицу единого фискального номера (ЕФН); в отношении прочих физических лиц - по факту прибытия в страну (или получения доходов в ней) - путем присвоения фискального номера иностранца (ФНИ).

Первичная налоговая регистрация юридических лиц ведется в уполномоченных органах исполнительной власти данной страны и осуществляется: в отношении юридических лиц, созданных по законам этой страны - по факту регистрации, путем присвоения фискального номера организации (ФНО); в отношении иных юридических лиц - по факту начала осуществления деятельности (или получения доходов) в этой стране - путем присвоения фискального номера иностранной организации (ФНИО).

При этом регистрация и учет плательщиков налогов - юридических лиц в обязательном порядке должна вестись с установлением и указанием фискальных учетных реквизитов всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного юридического лица.

Иные плательщики налогов регистрируются в зависимости от выбора режима обложения и вида налога. В частности, могут применяться следующие режимы:

а) совокупность имущества и активов, передаваемых по наследству, до момента распределения наследственной массы, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;

б) домохозяйство семьи, признаваемой в соответствии с законом отдельным плательщиком налогов, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;

в) объединение физических лиц, создаваемое в целях осуществления совместной коммерческой деятельности на условиях неограниченной финансовой ответственности, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;

г) обособленное подразделение предприятия («участок деятельности») облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц - если это касается индивидуального предпринимателя, или в режиме, установленном для юридических лиц - если это касается подразделения предприятия, принадлежащего юридическому лицу;

д) группа компаний (юридических лиц), контролируемых одним лицом (семьей, группой взаимосвязанных лиц, трастом холдинговой компанией и т.д.), признаваемая в соответствии с законом единым консолидированным налогоплательщиком, облагается налогами в режиме, установленном для юридических лиц.

Единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают основные характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных документов, сведений о государственной регистрации, а также его классификационных признаков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля, за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с юридических и физических лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет.

В соответствии с налоговым законодательством в целях налогового контроля граждане подлежат постановке на учет в налоговых органах. Постановка на учет граждан осуществляется в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества (дома, квартиры, земельные участки и др.) и (или) транспортных средств.

Постановка на учет, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, располагающими данными о гражданах и их имуществе (ст. НК РФ) либо на основании заявления физического лица.

Порядок постановки на учет и требования устанавливаются статьями 83-84 НК РФ. Это означает, что учет налогоплательщиков относится Налоговым кодексом к налоговому контролю. Более того указывается, что налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков в целях проведения налогового контроля. Иными словами, постановка на учет является предварительной формой контроля. Без этой стадии невозможно провести все остальные .

Постановку на учет налогоплательщика следует отличать от юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это постановка на учет по месту нахождения . Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.

Случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе. Для физических лиц:

1. при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

2. при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой;

3. адвокат;

4. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

Для организаций:

1. по месту нахождения обособленных подразделений;

2. постановка на учет крупнейших налогоплательщиков;

3. постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;

4. при выполнении соглашений о разделе продукции;

5. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.


2.Налоговые агенты


Налоговое законодательство по отдельным видам налогов предусматривает обязанность налогоплательщиков самостоятельно рассчитывать сумму налога и перечислять ее в надлежащий адрес, но по некоторым видам налогов такая обязанность отсутствует. Во втором случае обязанности налогоплательщика делегируются налоговым агентам, которые исполняют поручения налоговых органов по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов.

В соответствии с НК РФ (ст. 24) налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды причитающихся налогов.

Как правило, налоговыми агентами являются лица, выплачивающие другим субъектам доходы: работодатели; банки, выплачивающие доходы физическим лицам; российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам.

Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль над деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов.

Налоговые агенты согласно ст. 24 НК РФ имеют следующий ряд обязанностей:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

Однако в тех случаях, когда налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, то образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет являться налоговый агент.

Как правило, налоговые агенты сами являются налогоплательщиками, обязанными уплачивать установленные для них налоги. Например, предприятие удерживает со своих работников налог на доходы физических лиц и одновременно само уплачивает взносы в Пенсионный фонд РФ в качестве налогоплательщика. Налоговые агенты имеют одинаковые права с налогоплательщиками. Следовательно, правовой статус налоговых агентов имеет двойственную природу. С одной стороны, налоговые агенты вступают во взаимоотношения с налогоплательщиками в качестве представителей налоговых органов, не пользуясь при этом государственно-властными полномочиями. С другой стороны, налоговые агенты являются участниками финансово-хозяйственного оборота, что влечет возникновение объектов налогообложения и наделяет их статусом налогоплательщика.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организации по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного пли уполномоченного представителя, которыми могут быть организация или физическое лицо.

Законные представители налогоплательщика выступают представителями на основании закона. Уполномоченные представители налогоплательщика представляют его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами внебюджетных фондов) на основании доверенности (организация) пли нотариально заверенной доверенности (физическое лицо),

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут влиять на экономические результаты их деятельности, а именно:

1) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства.

Суд может признать лица взаимозависимыми, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.

Налогоплательщики имеют право:

1 ) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов РФ, региональных и местных финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10)требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;

12) обжаловать акты налоговых органов;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, а также не препятствовать деятельности лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8)в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.

Практическая часть


Задача №1


1.Зарплата физического лица в течение налогового периода составляет 10 000 руб./мес.

2. В августе им была произведена оплата за свое обучение в высшем учебном заведении в размере 70 000 руб.

3. В налоговую инспекцию по месту жительства было подано заявление на получение социального налогового вычета.

Задание: определить сумму НДФЛ, подлежащую возврату налогоплательщику.

Решение:

1.Определим сумму НДФЛ, уплачиваемую физическим лицом в течении налогового периода.

В соответствии со ст.218 НК, физическое лицо имеет право на стандартные вычеты в размере 400 руб. в месяц в зависимости от его материального положения. Налогоплательщик имеет право производить указанный вычет с начала налогового периода до того месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 40тыс. руб.

Зарплата физического лица в течение налогового периода составляет 10 000 руб./мес., следовательно, налогоплательщик имеет право на стандартный вычет за 4 месяца. Начиная с 5-го месяца, в котором доход превышает 40тыс. руб. указанный налоговый вычет не применяется.

НДФЛ= (4*(10000-400)* + 8*10000) * 13% = (38400 + 80000) * 13% = 118400*13% = 15392 руб.;

2. Определим сумму НДФЛ, подлежащую возврату налогоплательщику при оплате за обучение в высшем учебном заведении:

70000руб.×13% = 9100 руб.;

Таким образом, 9100 руб. подлежит возврату налогоплательщику.


Задача №2


1.Налогоплательщик - физическое лицо - с начала года являлся собственником:

Квартиры (инвентаризационная стоимость - 450 000 руб.),

Автомобиля (рыночная стоимость - 130 000 руб.),

Земельного участка (кадастровая стоимость - 2 300 000 руб.).

Решение:

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:



В данной задаче инвентаризационная стоимость квартиры составляет 450 000 руб., следовательно, размер налога на имущество, рассчитываем по ставке от 0,1% до 0,3%.:

450 000руб.* 0,3% = 1350руб.

Размер налога на имущество физического лица составляет 1350руб. Уплата налога производится равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Примечание:

Автомобиль и земельный участок в соответствии с законодательством облагается транспортным и земельным налогам соответственно.


Задача №3


1.Организация, зарегистрированная в Москве, имеет в собственности объект основных средств, поставленный на учет в декабре прошлого года.

2. Первоначальная стоимость основного средства объекта - 48 000 000 руб.

3. Срок полезного использования основного средства составляет 12 лет.

4. Амортизация начисляется линейным способом.

5.Льгот по налогу на имущество у организации нет.

Решение:

Налоговая база определяется как средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

1. Рассчитаем норму амортизации:



где n – кол-во месяцев использования основных средств

n = 12 * 12 = 144 месяца

К = 1/144 * 100% = 0,6944

2. Норма амортизации за месяц:

А = 48000000 * 0,6944 = 331200 руб.

3. Остаточная стоимость основных средств:


Остаточная стоимость

Основных средств

Налоговая база:

1 квартал: (48000000+47668800+47337600+47006400) / 4 = 47 503 200 руб.

6 мес.: (48000000 + 47668800 + 47337600+ 47006400 +46675200 + 46344000 + 46012800) / 7 = 47 006 400 руб.


9 мес.: (48000000 + 47668800 + 47337600+ 47006400 +46675200 + 46344000 + 46012800 + 45681600 + 45350400 + 45019200) / 10 = 46 509 600 руб.

1 год: (48000000 + 47668800 + 47337600+ 47006400 +46675200 + 46344000 + 46012800 + 45681600 + 45350400 + 45019200 + 44688000 + 44356800 + 44025600) / 13 = 49 373 908 руб.

Сумма авансовых платежей:

47 503 200*2,2% / 4 = 261267,6 руб.

47 006 400*2,2% / 4 = 258535,2 руб.

46 509 600*2,2%/ 4 = 255802,8 руб.

Сумма налога по итогам налогового периода: 49 373 908 *2,2% = 1086226 руб.

Сумма налога к уплате: 1086226 – 261267,6 – 258535,2 – 255802,8 = 310620,4 руб.

Ответ: Размер налога на имущество организации за год – 310620,4 рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Регистрация и налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение , а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения , утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.


Список использованных источников


1. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Кашин. – М.: Магистр, 2008. – 365 с.

2. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Скрипниченко, перераб. и доп. – СПб.: Питер: М.: Издательский дом БИНФА, 2010. – 464 с.

3. Налоговое право: учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 429 с.

4. Налоги и налогообложение /учебник для студентов вузов/ под ред. И.А. Майбурова., 3-е изд., перераб и доп.-М.: Юнити-Дана 2009 – 519 с.

5. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Кашин. – М.: Магистр, 2008. – 365 с.

Налоговое право: учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 429с.

Налоги и налогообложение /учебник для студентов вузов/ под ред. И.А. Майбурова., 3-е изд., перераб и доп.-М.: Юнити-Дана 2009 – 519 с.

Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Скрипниченко, перераб. и доп. – СПб.: Питер: М.: Издательский дом БИНФА, 2010. – 464 с.

Для того, чтобы обеспечивать соблюдение налогового законодательства, своевременное и полное перечисление налогов в бюджет, в России действует налоговый контроль (п. 1 ст. 82 НК РФ). Элементом такого контроля является система учета и регистрации налогоплательщиков. Подробнее об учете налогоплательщиков в налоговых органах расскажем в нашей консультации.

Учет налогоплательщиков: порядок осуществления

Напомним, что налогоплательщиками являются организации и физлица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ч. 1 ст. 19 НК РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Налоговый учет организаций и учет физических лиц налоговыми органами осуществляется (п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • по месту нахождения организации;
  • месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • месту жительства физического лица;
  • месту нахождения принадлежащих организациям и физлицам недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (к примеру, по месту ведения деятельности по ЕНВД или по месту нахождения участка недр для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых).

Сказанное выше не всегда означает, что налогоплательщик будет поставлен на учет несколько раз. К примеру, указано, что постановка налогоплательщика на учет осуществляется по месту нахождения принадлежащих ему транспортных средств. Если это автомобиль, принадлежащий физлицу, то местом его нахождения будет место жительства такого физического лица, т. е. место, по которому гражданин уже стоит на учете (пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). А вот если транспортное средство - водное не маломерное судно, то физическое лицо будет поставлено также на учет по месту государственной регистрации такого транспортного средства (пп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Предусмотренная в НК РФ обязательность постановки на налоговый учет вовсе не означает, что налогоплательщик обязан поставить на учет имущество лично. В НК РФ указано, что постановка на учет налогоплательщиков по месту фактического нахождения недвижимого имущества или транспортных средств производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в

Государственный налоговый учет в России является первичной формой налогового контроля. Он осуществляется налоговыми органами и заключается

o в учете лиц, у которых могут возникнуть или уже возникли налоговые обязательства, а именно организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц,

o в учете объектов налогообложения, находящихся в собственности организаций и физических лиц, а именно недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка на налоговый учет производится в заявительном или инициативном порядке.

Заявительный порядок постановки на налоговый учет предполагает постановку плательщика только на основании его письменного заявления в налоговый орган. Такой порядок применяется в настоящее время только при постановке на налоговый учет организацией своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на налоговый учет подается ими в течение месяца после государственной регистрации.

Инициативный порядок постановки на налоговый учет предполагает, что он осуществляется по инициативе налоговых органов. То есть, на основе имеющихся данных и сведений о налоговых органах, налоговый орган самостоятельно ставит плательщика на налоговый учет. Такой порядок применяется в настоящее время по отношению ко всем плательщикам, кроме обособленных подразделений организаций.

В настоящее время государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей и их постановка на налоговый учет осуществляется налоговым органом в Отделе учета и регистрации налогоплательщиков. В течение 5 дней после подачи лицом всех соответствующих документов, налоговая инспекция должна осуществить его государственную регистрацию и постановку на налоговый учет. Для этого сведения о данном лице заносятся одновременно в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц (БД ЕГРЮЛ) или в базу данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей соответственно (БД ЕГРИП) и в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (БД ЕГРН).

В результате государственной регистрации организации или индивидуальному предпринимателю присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и выдается свидетельство о государственной регистрации. В результате постановки на налоговый учет организация или индивидуальный предприниматель получают статус налогоплательщика, и ему присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на налоговый учет выдается налогоплательщику на основании письменного заявления с просьбой о его выдаче.

ИНН – это цифровой код, состоящий из кода территории, кода налогового органа, осуществившего постановку на налоговый учет, порядкового номера налогоплательщика и контрольного числа. ИНН организации выражается десятизначным цифровым кодом, а ИНН физического лица – двенадцатизначным кодом.

Присвоенный ИНН каждый налогоплательщик указывает во всех документах, подаваемых в налоговый орган: в декларациях, балансах, отчетах, заявлениях, справках, платежных поручениях и др.

В случае ликвидации деятельности лица или её реорганизации, налогоплательщик в течение 3-х дней после принятия решения о ликвидации должен подать заявление в налоговый орган с просьбой о снятии с налогового учета. Снятие с налогового учета производится налоговым органом только после проверки полноты и своевременности уплаты налогов ликвидируемого налогоплательщика.

В соответствии с законодательством РФ о налога и сборах налого плательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ (НК РФ) возложена обя занность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Регистрация налогоплательщиков в налоговых органах является первоосновой налогового контроля. В результате нее налоговые органы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их нахождении, видах деятельности налогоплательщиков и местах ее осуществления, имею щемся у налогоплательщика имуществе, связях с другими лицами и дру гую первичную информацию, необходимую для осуществления налого вого контроля.

Законодательством РФ о налогах и сборах установлена обя зательная постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах, независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким об разом, независимо от того, возникнут ли у вновь образованной организации или у лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя, объекты налогообложения, данные лица обязаны вставать на учет в налоговом органе.

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах осу ществляется:

По месту нахождения организации;

По месту нахождения ее обособленных подразделений;

По месту жительства физического лица;

По месту нахождения принадлежащего юридическому или физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана вставать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему отлично сделанные могут сделать Тебя чрезвычайно богатым.

Местом нахождения имущества в целях налогообложения призна ется:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для иных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для недвижимого имущества – место фактического нахождения имущества.

Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по мес ту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего обложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Физические лица, в том числе предприниматели, не обязаны пода вать заявление о постановке на учет недвижимого имущества и транс портных средств. В этом случае постановка на учет осуществляется налоговыми органами не по заявлению владельцев – физических лиц, а по сведениям, предоставляемым органами ГИБДД, учреждениями юсти ции, нотариусами и т.п. Поскольку постановка физического лица, не яв ляющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется без их участия, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке на учет.

Организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы подается заявление о постановке на учет. К заявлению, подаваемому организацией, обязательно прилагаются документы, кото рые содержат все необходимые данные об этой организации налогоплательщике. Таковыми документами являются:

Свидетельство государственной регистрации;

Учредительные и иные документы, необходимые при государст венной регистрации;

Документы, подтверждающие создание филиалов и представительств организации.

Данный перечень документов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, т.е. иные документы (лицензии, сертификаты, дополнительные данные на учредителей и др.) при постановке на учет после регистрации налогоплательщика налоговые органы требовать не вправе.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель одно временно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках – физических лицах включаются также их персональные данные:

Фамилия, имя, отчество;

Дата и место рождения;

Адрес места жительства;

Данные паспорта или иного документа, удостоверяющего лич ность налогоплательщика;

Гражданство.

Налоговые органы обязаны в течение пяти дней осуществить постановку на учет, а также выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет. Срок выдачи свидетельства начинается отсчитываться с момента подачи не только заявления, но и всех необходимых докумен тов.

При регистрации вновь создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

Заявление о государственной регистрации юридического лица - официальное обращение уполномоченного лица в регистрирующий орган;

Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ.

Факт решения о создании юридического лица подтверждают учредительные документы - протокол собрания учредителей, устав, учредительный договор.

Учредительные документы.

Документ об уплате государственной пошлины.

Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-Ф3 с 1.07.2002 на всей территории России введена единая госпошлина за регистрацию юридических лиц в размере 2000 руб.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Через пять рабочих дней налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о регистрации юридического лица и присвоить 13-значный регистрационный номер, а также выдать решение о регистрации. Одновременно осуществляется постановка на учет в налоговом органе с выдачей соответствующего документа.

Государственный реестр -- федеральный информационный ресурс который ведется ФНС и его территориальными органами.

Учет налогоплательщиков -- одно из основных условий, предпосылка осуществления государственными налоговыми инспекциями контроля своевременного внесения налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Согласно ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение обязанности по уплате налога.

При поступлении заявления по установленной форме о постановке на учет со всеми необходимыми для этого документами налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

по месту нахождения организации;

по месту нахождения ее обособленных подразделений;

месту жительства физического лица;

по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям.

Основания постановки налогоплательщиков-организаций на налоговый учет следующие:

По месту нахождения самой организации.

По месту нахождения обособленных подразделений.

По месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением ИНН и КПП, внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Идентификационный номер налогоплательщика присваивается физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту жительства; при учете сведений о нем, поступающих в налоговый орган.

Если физическое лицо, которому принадлежат недвижимое имущество или транспортные средства, не имеет места жительства на территории РФ, ИНН присваивается физическому лицу по месту нахождения имущества.

При постановке на учет в 5-дневный срок индивидуальным предпринимателям выдаются следующие документы:

Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории РФ (подтверждает присвоение ИНН);

Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (подтверждает постановку на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства в качестве налогоплательщика индивидуального предпринимателя).

Налоговой орган указывает ИНН в выдаваемом ему свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, а также во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вступил в силу с 1.01.2004, до этого МНС РФ осуществляло регистрацию только юридических лиц. Таким образом, в сферу действия Закона в настоящее время включаются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей -- акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Адресом юридического лица считается местонахождение постоянно действующего исполнительного органа.

Похожие публикации