Бизнес. Инвестиции. Финансы. Бюджет. Карьера

Субъекты трансграничных отношений. Правовое регулирование иностранных инвестиций в российской федерации Меры, направленные на обеспечение защиты прав инвесторов

трансграничный правоотношение юрисдикционный государство

К субъектам международного частного права традиционно относят физических лиц, юридических лиц и государства. Сегодня в этот список можно добавить также организации, не являющиеся юридическими лицами, и муниципальные образования.

Субъект трансграничного правоотношения - это участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом.

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К субъектам трансграничного правоотношения относятся:

  • 1) физические лица;
  • 2) юридические лица (отечественные, иностранные, международные неправительственные организации);
  • 3) организации, не являющиеся юридическими лицами;
  • 4) государства;
  • 5) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов;
  • 6) международные межправительственные организации;
  • 7) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права.

Основным и, вероятно, наиболее значимым субъектом международного частного права выступает физическое лицо. Среди физических лиц в международном частном праве выделяют национальных граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Граждане РФ могут участвовать в международных частноправовых отношениях. При этом на территории РФ их правовое положение регулируется материальным правом России. В то же время эта группа физических лиц может вступать в международные частноправовые отношения, находясь за пределами Российской Федерации. В этом случае они дополнительно попадают под действие иностранного права.

Чаще всего, говоря о физических лицах в МЧП, мы имеем в виду иностранцев, находящихся на территории РФ. Их можно разделить на три группы:

  • 1) лиц, постоянно проживающих на территории российского государства;
  • 2) лиц, временно проживающих на территории России;
  • 3) лиц, временно пребывающих на территории РФ. В Российской Федерации приоритетным вариантом определения личного закона физического лица является закон гражданства лица (п. 1 ст. 1195 ГК РФ).

Следующим значимым субъектом международного частного права выступают юридические лица. С точки зрения российского права, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Это независимый субъект, и его ответственность, как правило, не связана с ответственностью отдельных лиц, являющихся его учредителями.

Среди юридических лиц можно выделить национальные, иностранные и международные юридические лица.

Термин «национальность» к юридическим лицам все еще применяется, подчеркивая связь юридического лица с определенным государством, но становится все более условным.

К примеру, по итогам слияния авиакомпаний British Airways (Великобритания) и Iberia (Испания) новая авиакомпания International Consolidated Airlines Group SA была зарегистрирована в Испании. Главной площадкой размещения акций стала Лондонская фондовая биржа, дополнительной - Мадридская. IAG позиционируется как испанская компания с налоговой резиденцией в Испании, финансовым и операционным центром в Великобритании.

В собственность акционеров British Airways перешло 55% акций International Consolidated Airlines Group (IAG), а у акционеров Iberia оказалось 45% акций новой авиакомпании. Самолеты вновь образованной авиакомпании продолжают летать под британским и испанским брендами.

После объединения British Airways была вынуждена доказывать свою принадлежность Великобритании, чтобы ее акции смогли по-прежнему включаться в индекс ста крупнейших британских компаний FTSE 100.

Согласно правилам FTSE компания, зарегистрированная за пределами Великобритании, не может быть включена в список «голубых фишек» страны. Однако комитет FTSE International принял во внимание, что штаб-квартира объединенного перевозчика будет расположена на территории Великобритании, а больше половины акций новой корпорации получили акционеры British Airways. Таким образом, несмотря на то, что акционерами British Airways являлись не только подданные Великобритании и юридические лица, зарегистрированные в Великобритании, что новая компания прописана в Мадриде, на улице Веласкеса, 130, а британской компанией признаются только юридические лица, зарегистрированные на территории Великобритании, International Consolidated Airlines Group стала рассматриваться как британская компания.

В последние годы также ставится вопрос о существовании наднациональных юридических лиц Сошникова И.Р. О проблеме личного закона наднациональных юридических лиц // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Всероссийского VIII научного форума (Самара, 24 - 25 апреля 2009 г.) / Науч. ред. Н.А. Баринов; Отв. ред. С.В. Мартышкин. Самара: Самарский университет, 2009. С. 563 - 566.. Существенным преимуществом таких юридических лиц по сравнению с подобными национальными формами является возможность изменять свое место нахождения, т.е. переносить юридический адрес (и, соответственно, центральное управление) из одного государства в другое. В то же время, поскольку сфера их существования ограничена территорией Европейского союза, можно предположить, что дальнейшее политическое объединение Евросоюза приведет к изменению статуса таких юридических лиц.

В соответствии со ст. 1202 ГК РФ личный закон юридического лица определяется на основе закона инкорпорации - закона места учреждения юридического лица.

Но при совершении сделок иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

В российском праве отдельное внимание уделяется национальным юридическим лицам с полным или частичным иностранным участием. Их правовой статус дополнительно определяется законодательством об иностранных инвестициях Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». //СЗ РФ. - 1999. - №3456. - Ст.234..

Среди юридических лиц выделяют международных юридических лиц. К ним в доктрине принято относить юридических лиц, которые создаются в силу соглашения двух или более государств либо в силу внутренних законов одного или нескольких государств, принятых в соответствии с международным договором Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. - С. 137.. Весьма спорным является вопрос об отнесении к международным юридическим лицам неправительственных организаций Морозов П.Е. Неправительственные организации как субъекты международного трудового права в условиях глобализации // Цивилист. - 2011. - №1. - С. 25 - 29.. Положение таких юридических лиц регулируется, как правило, международными соглашениями, на этих юридических лиц в случаях, установленных международными договорами, могут распространяться дипломатические иммунитеты (например, ООН). В остальном положение иностранных и международных юридических лиц в России является одинаковым.

Иностранные и международные юридические лица могут осуществлять свою деятельность в России через уполномоченных физических лиц либо через филиалы и представительства.

Особое место среди иностранных юридических лиц занимают офшорные компании, т.е. юридические лица, созданные на территории специализированных зон с целью осуществления своей деятельности вне государства регистрации.

В литературе офшорная компания определяется как «компания, являющаяся по отношению к стране регистрации нерезидентской и полностью освобожденной от налогов» Климовец О.В. Международный офшорный бизнес. Серия "Высшее образование". Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С. 130 - 131.. В качестве одного из важнейших условий регистрации в офшорной зоне выступает неосуществление производственной, торговой или иной деятельности в стране регистрации Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2010. - С. 236.. Например, зарегистрированный на Багамских островах офшорный банк не имеет права работать с резидентами страны регистрации банка, а регистрация безналоговых фирм происходит при условии, что не будет приобретаться на Багамах недвижимость и осуществляться коммерческая деятельность.

Существование офшорных компаний равноценно наличию физических лиц - граждан государства, которые не имеют права въезжать на территорию государства своего гражданства и там проживать.

В рамках международного частного права часто поднимается вопрос о транснациональных корпорациях. Главная особенность таких организаций - осуществление своей деятельности на территории нескольких государств и обладание огромными финансовыми ресурсами, зачастую превосходящими экономические возможности государств, где они осуществляют свою деятельность.

Выделение в качестве специального субъекта международного частного права организаций, не являющихся юридическими лицами, - новелла российского законодательства. В Российской Федерации в качестве примера таких организаций можно назвать простое товарищество, не зарегистрированные в качестве юридических лиц общественные и религиозные организации Дмитриева Г.К. Международное частное право (часть третья ГК РФ): Учебное пособие. М.: Юристъ,2010. - С. 163.. В Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99 эти субъекты получили название "неюридические лица". В Великобритании в этот перечень входит, например, полное товарищество. В соответствии со ст. 1203 ГК РФ личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения. В то же время имеются примеры из судебной практики, говорящие о неоднозначном понимании статуса подобных образований.

Государства (государственные образования) являются особыми субъектами права в силу своего суверенитета. Вступая в отношения с частными лицами, государства сохраняют свою публично-правовую сущность, но зачастую государство вынуждено вступать и в частноправовые отношения: заключать договоры поставки, энергоснабжения, аренды, купли-продажи, решать вопросы реализации имущества государства, размещения ценных бумаг и т.д.

В международном публичном праве помимо государств в качестве субъектов права выступают международные организации, нации и народы, борющиеся за самоопределение, государственно-подобные образования Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. Элементарный курс: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2009. - С. 46 - 49.. В международном частном праве эти субъекты получают иной статус: международные организации выступают как международные юридические лица, государственно-подобные образования можно рассматривать в частноправовых отношениях наравне с государствами, а вот нации и народы, борющиеся за самоопределение, не получают самостоятельный частноправовой статус.

К государству как субъекту международного частного права во многом применимы положения о юридических лицах, в частности, касающиеся порядка приобретения прав и осуществления обязанностей. Важнейшей особенностью государства, вступающего в частноправовые отношения, является наличие иммунитета, т.е. освобождения от юрисдикции другого государства при совершении каких-либо действий на территории этого государства.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам.

Международное частное право будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.

Каждый вид субъекта МЧП имеет свою характеристику, которая дается посредством раскрытия специальных юридических категорий. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспособность; для юридических лиц - личный статус и национальность»; для государственных образований являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций.

Таким образом, субъект трансграничного правоотношения - это участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, под которым понимают имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.


1. Понятие и содержание статута субъекта трансграничного правоотношения

Субъектами международного частного права являются три основные группы лиц: физические лица, юридические лица и государства. Часто в международном частном праве этих субъектов именуют общим термином «иностранные лица».

Под иностранными лицами понимаются:

иностранные физические лица (иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы);

иностранные и международные юридические лица;

иностранные государства Кирилова Н.А. Международное частное право: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: СибАГС, 2006 .

Иностранные лица в любом государстве наделяются правовым статусом, основанном на правовом режиме, предоставляемом иностранцам в этом государстве. Совокупность прав и обязанностей иностранных лиц, закрепленная в национальном праве, называется правовым режимом иностранных лиц в этом государстве. В настоящее время существенное влияние на установление правового режима иностранцев оказывают нормы международного права.

Со времен Древнего Рима и вплоть до середины XX в. государства достаточно произвольно устанавливали статус иностранных лиц, дискриминируя последних по сравнению с собственными гражданами. Так, в юридической литературе неоднократно отмечалась особая националистическая направленность статей 14 и 15 французского Гражданского кодекса 1804 г., предусматривающих, что французские суды предоставляют защиту гражданам Франции, и закрепляющих неподсудность французским судам споров с участием иностранных лиц.

В Великобритании действовали «Правила о привилегиях граждан тех государств, которые составляли содружество наций», ограничивающие доступ к правосудию для лиц из «третьих стран».

В международном праве наиболее значимой нормой, определяющей статус иностранных лиц, является норма о недопустимости дискриминации иностранцев. В силу принципа недискриминации каждое государство вправе требовать от других государств создания для его граждан и юридических лиц в частном обороте тех условий, какими пользуются лица из всех других государств, т. е. общих и одинаковых для всех иностранных лиц. Данный подход находит свое отражение в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативные протоколы к этому пакту, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция стран СНГ о правах и основных свободах человека. Таким образом, основным началом международного права при определении статуса иностранцев является принцип недискриминации. Но в то же время международные нормы не определяют конкретного содержания правового режима иностранных лиц. Уточнение правового режима иностранцев происходит за счет национального законодательства Богуславский М.М. Международное частное право: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003 .

На основе принципа недискриминации не допускается произвольное ограничение основных прав и свобод иностранных граждан. Исходя из этого, многие государства включили в свои основные законы формулировку о том, что при определении общего правового статуса иностранных граждан им предоставляется национальный режим. Теоретически это означает, что иностранным лицам предоставляются те же права и обязанности, что и собственным гражданам и юридическим лицам.

Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России (ч. 3 ст. 62). Иными словами, в России национальный режим является основным при определении статуса иностранных лиц. Изъятия из этого режима могут быть сделаны федеральным законом. Например, статья 4 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает, что изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами.

Таким образом, при определении правового статуса иностранных лиц используются два основных режима -- наибольшего благоприятствования и национальный.

трансграничный право юридический иностранный

2. Юридические лица в международном частном праве

2.1 Понятие стату са юридического лица

Юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возникают вопросы: во-первых, о признании правосубъектности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства.

Правосубъектность юридических лиц устанавливается как нормами международных договоров, так и нормами национального права. В международных договорах Российской Федерации определяется государство, с которым связано соответствующее юридическое лицо, и взаимное признание правосубъектности последнего. В свою очередь, в национальном законодательстве дается определение иностранных юридических лиц и формируется их правовой режим на территории данного государства.

Юридические лица являются основными субъектами международной торговой жизни.

Иностранные или международные юридические лица условно можно разделить на несколько групп.

В первую из них входят национальные общества, тресты, компании, имеющие за рубежом многочисленные филиалы, а также дочерние предприятия, т. е. юридические лица, национальные по своему капиталу, но международные по сфере деятельности. Ко второй группе относятся тресты, концерны, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу,-- так называемые совместные предприятия. Общим для этих двух групп является то, что и те и другие юридические лица созданы как юридические лица одного государства, в других странах они имеют многочисленные филиалы, отделения, дочерние общества (международными они называются лишь условно).

К третьей группе международных монополий относятся многочисленные картели и синдикаты, объединения производственного и научно-технического характера, которые в прямом смысле слова юридическими лицами не являются (транснациональные компании). Согласно Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г., каждое государство в пределах своей юрисдикции имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций Зевков В.П. Международное частное право: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004 .

Международными юридическими лицами современная западная доктрина признает те юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу международного договора (например, Международный банк реконструкции и развития -- МБРР), либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором (Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования -- «Еврофирма», Банк международных расчетов -- БМР). Все остальные юридические лица имеют тесную связь с правопорядком определенного государства, которая «отыскивается» с помощью коллизионной формулы «личный закон юридического лица» («закон национальности»). Данный закон имеет три основные разновидности: закон учреждения юридического лица, закон места нахождения административного центра и закон осуществления основной деятельности -- и определяет личный статус юридического лица.

По федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранное юридическое лицо -- это юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено. В настоящее время для допуска иностранных юридических лиц на территорию Российской Федерации с целью осуществления правомерной деятельности не требуется никаких специальных разрешений.

Иностранные юридические лица могут участвовать в предпринимательской деятельности на территории России в следующих формах:

участие в предприятиях, а также создание дочерних предприятий;

создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам, а также их дочерних предприятий и филиалов;

приобретение предприятий и долей участия;

создание филиалов иностранных юридических лиц;

создание представительств иностранных юридических лиц.

Как правило, иностранным юридическим лицам на территории Российской Федерации предоставляется режим наибольшего благоприятствования (в том числе равные изъятия из национального режима), установленный статьей 4 закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Изъятия из национального режима иностранных юридических лиц, как правило, сосредоточены по трем направлениям: 1) ограничение прав иностранных юридических лиц; 2) предоставление им определенных льгот; 3) создание дополнительных условий пользования правами Зевков В.П. Международное частное право: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004 .

2.2 Правовые основания допуска юридических лиц на территорию иностранного государства

Преобразования в экономической жизни России обусловили расширение деятельности российских юридических лиц за рубежом. Еще в июне 1991 г. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» предусмотрел, что российские граждане и юридические лица вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с этим Законом, законодательством иностранных государств и международными соглашениями. Но предписаний Закона РСФСР 1991 г., как и некоторых принятых позднее нормативных правовых актов, уделявших внимание этой теме, оказалось недостаточно для обеспечения защиты интересов российских юридических лиц за границей и предупреждения нарушений в этой области Международное частное право (конспект лекций) - М.: «Издательство ПРИОР», 2002 .

Российские юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, обладают общей правоспособностью, т.е. могут заниматься любой предпринимательской деятельностью и совершать любые необходимые для этого сделки, если иное не вытекает из их учредительных документов или федерального закона. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального Разрешения (лицензии). Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает: любые российские лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено Международными договорами РФ и федеральными законами. На Правительство РФ возложено принятие мер по созданию благоприятных Условий для доступа российских лиц на рынки других государств, Вст упление, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключение международных договоров.

Меры по защите интересов российских юридических лиц за рубежом принимаются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации. Защита в государстве пребывания прав и интересов российских юридических лиц учетом законодательства государства пребывания входит в состав основных задач и функций посольства и консульского учреждения РФ.

Российские юридические лица следуют за рубежом положениям международных договоров, включая договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений, торгово-экономическом сотрудничестве, правовой помощи, об избежании двойного налогообложения и другие, а также положениям местного законодательства.

Рассмотрим правовое регулирование иностранных юридических лиц на примере Германии.

Для открытия негражданину Евросоюза своего предприятия в Германии необходимо для начала получить разрешение на ведение предпринимательской деятельности. Выдача таких разрешений регулируется национальным законодательством и зависит от экономического обоснования, необходимости инвестиций в конкретную отрасль экономики и регион страны, суммы инвестиций, обычно это не менее 250 000 евро, количестве создаваемых рабочих мест, от пяти и более.

Как известно, наиболее простой формой юридического оформления прямых инвестиций является открытие прямого филиала лица, физического или юридического, занимающегося предпринимательской деятельностью. Этим экономится время, расходы на юридическое оформление и предприниматель использует знакомое корпоративное законодательство. В соответствии со ст. 43 EGV, Германия в качестве надлежащих филиалов признает только те филиалы юридических лиц, которые созданы в соответствии с законодательством стран-участниц ЕС или филиалы юридических лиц стран, с которыми у Германии существуют соответствующие договоры о признании правосубъектности юридических лиц. Это США, Япония, Иран и Турция.

Процесс контроля над слияниями и поглощениями в Германии гармонизирован с общеевропейским законодательством.

Решения Еврокомиссии и Европейского суда имеют прецедентное значение для национальных судов и подлежат обязательному исполнению. Надзор за полным и точным исполнением решений общеевропейских органов власти лежит на национальных органах исполнительной власти Михайлушкин А.И. Международная экономика: теория и практика: учебник - М.: Питер, 2008 .

Первичными источниками законодательства по контролю за прямыми инвестициями, слияниями и поглощениями предприятий является:

Ст.ст. 2-5 EGV - правила, содержащие цели, задачи, предмет деятельности Европейских Сообществ;

Ст. 43 EGV - статьи договора о свободе создания филиалов на территории Европейских Сообществ;

Ст. 56-59 EGV - статьи договора о свободе движения капитала в Европейских сообществах и контролю за его движением;

Ст. 81 EGV - статья о защите свободной конкуренции на территории Европейских Сообществ.

Вторичными или секундарными источниками нормативно-правового регулирования является, прежде всего:

Fusionskontrollverordnung 139/2004 - положение о контроле за слияниями участников предпринимательской деятельности, действующими на территории ЕС;

Bekanntmachungen, Leitlinien, Mitteilungen - приказы и распоряжения Европейской Комиссии, касающиеся практики применения законодательства по слияниям и поглощениям.

В немецком законодательстве важнейшими законодательными актами по контролю за прямыми и портфельными инвестициями можно считать:

Gesetz gegen Wettbewerbsbeschrдnkungen - закон о защите конкуренции, функциях и полномочиях антикартельного ведомства на территории Германии;

AuЯenwirtschaftsgesetz закон о внешнеэкономической деятельности;

Wertpapierhandelsgesetz - закон о торговле ценными бумагами;

Wertpapiererwerbs- und Ьbernahmegesetz - закон о приобретении ценных бумаг.

Список использованной литературы

1. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003г.

2. Богуславский М.М. Международное частное право: практикум - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008г.

3. Зевков В.П. Международное частное право: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004г.

4. Кирилова Н.А. Международное частное право: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: СибАГС, 2006г.

5. Международное частное право (конспект лекций) - М.: «Издательство ПРИОР», 2002г.


Подобные документы

    Принцип национального режима. Правоспособность иностранных физических лиц. Юридические лица в международном частном праве, понятие статута. Правовые основания допуска юридических лиц на территорию иностранного государства. Применение принципа контроля.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2013

    Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства. Личный статут (закон) юридического лица. Критерии определения его национальности. Особенности правового положения иностранных инвесторов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Физические лица как субъекты международного частного права, их правоспособность. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц. Трудовые, семейные и наследственные отношения в международном частном праве. Особенности опеки и попечительства.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера. Признание браков, заключенных за рубежом. Правоотношения между супругами. Расторжение брака в международном частном праве. Правоотношения между родителями и детьми.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2010

    Физические лица как субъекты международного частного права, их правоспособность. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц. Трудовые, семейные и наследственные отношения лиц в международном частном праве. Вопросы опеки и попечительства.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства. Правовое положение иностранных юридических лиц и правовое положение государства в Международном частном праве.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2010

    Правовая сущность и функции юридического лица, концептуальные подходы к его понятию; организационно-структурные, имущественные особенности, правовой статус; порядок создания и ликвидации. Критерии разграничения юридических лиц в публичном и частном праве.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Правовое положение транснациональных корпораций (ТНК) в международном частном праве. История развития и определение понятия ТНК в правовом аспекте. Национальность ТНК, ее правовое положение как юридического лица. Правовое регулирование деятельности ТНК.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2011

    Общая характеристика и источники правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве, понятие брачно-семейных отношений. Порядок заключения и прекращения брака, правовой статус детей. Общие положения о мусульманском браке.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Правовой статус казахстанских организаций, участвующих во внешнеэкономических связях. Иностранные юридические лица в Казахстане. Правовой статус филиалов и представительств иностранных юридических лиц, положение совместных предприятий в Казахстане.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принцип национального режима. Правоспособность иностранных физических лиц. Юридические лица в международном частном праве, понятие статута. Правовые основания допуска юридических лиц на территорию иностранного государства. Применение принципа контроля.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2013

    реферат , добавлен 27.12.2011

    Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства. Личный статут (закон) юридического лица. Критерии определения его национальности. Особенности правового положения иностранных инвесторов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Предпосылки для возникновения правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Понятие правового статуса. Правосубъектность физических и юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношения. Юридические факты.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства. Общие вопросы правового положения иностранцев. Место жительства иностранного лица. Виды правовых режимов, применяемых при определении правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Понятие юридических лиц по законодательству Республики Разахстан. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Коммерческие и некоммерческие организации. Основания и последствия прекращения членства в кооперативе.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Понятие и основные элементы правового режима иностранных инвестиций (ИИ). Правовые механизмы допуска иностранных инвесторов к осуществлению инвестиционной деятельности в РФ. Система, структура и содержание международно-правового регулирования ИИ.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

31. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской

Федерации.

Трансграничные инвестиционные отношения относятся к категории внешнеторговой деятельности (ст. 1 Федеральный закон «Об экспортном контроле» 1999 г. изменения впервые)

Квалификация инвестиционной деятельности как внешнеэкономической определяет применение к ней МЧП.

Существенная черта именно инвестиционных сделок состоит в том, что инвестор - главное лицо в сделке - действует на свой «страх и риск », не только не ожидая компенсации от принимающей стороны, но и вкладывая средства в социальные и иные сферы деятельности принимающего государства-­реципиента еще до начала реального получения прибыли.

(Например:по иностранным кредитам, осложненным обязательством выплаты процентов в валюте долга, Россия на май 2007 г. имела общую задолженность в 290 млрд долл.

Таким образом, инвестиционная сделка имеет свои особенности, в первую очередь обусловленные заинтересованностью государств в приглашении иностранного инвестиционного капитала.

Определение понятия иностранных (трансграничных) инвестиций существует в двух основных вариантах и зависит от того, какое место в правоотношении традиционно занимает государство.

Для принимающего государства­-реципиента цели инвестирования — создания рабочих мест, развития отраслей, требующих особых затрат, регионов особой сложности, осуществления особо капиталоемких проектов, а также достижения социального эффекта в принимающем государств

Для государства­-инвестора цель инвестирования — получение коммерческой выгоды и стремление к созданию соответствующих цели льготных условий в государстве­ реципиенте.

Доктрина определяет иностранные инвестиции как материальные и нематериальные ценности, принадлежащие иностранным лицам, находящиеся на территории принимающего государства и используемые с целью как извлечения прибыли, так и развития экономики этого государства (включает недвижимое и движимое имущество, право залога, ипотеки, другие имущественные права, все виды ценных бумаг, в том числе депозитарные расписки, долговые обязательства, требования по денежным средствам, иным договорным обязательствам, имеющим экономическую ценность, права на интеллектуальную собственность, ноу­хау, предоставляемые на основе закона или договора, в силу любых лицензий, разрешений, включая право на разведку, разработку, добычу, эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с территориальным статутом, т. е. законами принимающего государства).

К определению статута недвижимости как инвестиционного вложения безусловно применяется коллизионный принцип lex rei sitae, используемый также и при определении статута движимости.

11.2. Виды трансграничной инвестиционной деятельности

По характеру участия инвестора виды иностранной инвестиционной деятельности подразделяются на:

· прямое инвестирование, т. е. вложения имущественных и неимущественных ценностей в виде определенной доли, непосредственно размещаемые в производстве и предусматривающие участие инвестора в управлении, и

· портфельное инвестирование, реализуемое через приобретение блокирующего и неблокирующего пакета акций в целях получения дохода от деятельности конкретного предприятия (но не биржевой торговли акциями как способа получения дохода).

Возможно сочетание обоих видов вложений иностранных инвестиций - прямых и портфельных - при взаимном сотрудничестве по обмену портфельных и прямых инвестиций в предприятиях друг друга. Так, в 2007 г. российскими и алжирскими лицами (Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть и Sonatrach) принято решение об участии алжирских инвесторов в разработке четырех месторождений в России в обмен на пакет в одном из двух заводов по выпуску газовых труб в Алжире.

Трансграничное прямое инвестирование (ТПИ) выгодно в случаях благоприятного инвестиционного климата, небольших рисков и большого объема рынка вложений, обеспечивающих вместе значительный возврат инвестиций. Россия, ныне занимающая 12­ е место (до 30 млрд долл. ежегодно - на уровне Австралии) в перечне 90 стран­ реципиентов и 2­е место среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) как стран с быстро растущей экономикой, на ближайшее пятилетие прогнозирует рост ТПИ примерно на 30­35%.

К рискам для ТПИ относят часто меняющееся законодательство, неэффективность судебной системы, негативные черты бизнес­среды, в том числе протекционизм, включая опасность создания госкомпаний в областях реализации ТПИ. Наиболее желательным для ТПИ с позиций государства­-реципиента является освоение сложных георайонов, новых месторождений, капитало­ и наукоемких производств. Для самого ТПИ предпочтительнее механизмы слияний - поглощений уже действующих предприятий, что, в свою очередь, заставляет государство дифференцированно относиться к ТПИ и принимать меры по защите национального производителя.

Покупка неблокирующего пакета свидетельствует о неагрессивности инвестора. С другой стороны, для деятельности портфельных миноритариев существует реальная угроза вытеснения из предприятия путем сфальсифицированного снижения цены акций, особенно типа free­float (через выпуск их в свободную продажу), через уменьшение дивидендов и последующего выкупа подешевевших акций мажоритарием по заниженной цене. Напротив, для привлечения миноритарных акционеров возможно искусственное увеличение дивидендной доходности акций.

Портфельное инвестирование зачастую используется для ухода от налогов в стране происхождения капитала через создание в офшорных зонах de jure «иностранных» фирм.

Международное частное право имеет в активе способ противодействия таким правонарушениям:

он заключается в применении к определению личного статута таких «обманных» фирм концепции контроля , т. е. определения в качестве личного статута права государства инкорпорации фирмы происхождения капитала , а не права места регистрации, каким выступает офшор.

Портфельные инвестиции могут быть также использованы как «троянский конь» для проникновения без необходимых разрешений (лицензий) в отрасли хозяйства, связанные с землепользованием и добычей ресурсов; так, в 2005 г. японская Mitsui & Co. Ltd «вышла» на якутское угольное месторождение через приобретение 30%­ного пакета акций российского предприятия Evras.

В структуре инвестиционного капитала различаются:

мажоритарные инвестиции (иногда называемые стратегическими , хотя в последнее время, в том числе и в Федеральном законе 2008 г. «Об ограничении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации», этот термин применяется для обозначения инвестиций, вкладываемых в наиболее значимые отрасли экономики принимающего государства) и

миноритарные инвестиции .

Другим элементом структуры является установление принимающим государством минимальной и максимальной величины доли или пакета , во­первых, для получения статуса инвестора, во­вторых, для допуска его к инвестиционной деятельности в отдельных отраслях экономики, особо важных для обеспечения экономической безопасности.

Трансграничное венчурное (иногда называют экстремальным) инвестирование является новым видом осваиваемой в осуществляется самим инвестором; Оно отличается от классических прямых большей долей риска, почему, как правило, и пользуется поддержкой государства. Венчурные инвестиции вкладываются в перспективные высокотехнологичные проекты на ранних стадиях их развития , имеют высокий «инвестиционный возврат» в течение сравнительно небольшого периода времени так что срок выхода из проекта с этой прибылью осуществляется в пределах 4-7 лет.

Как типичный пример венчурного (инновационного) инвестирования можно рассматривать принятое в конце 2007 г. решение компаний Google, Hewlett­Packard, Wal­Mart, IBM о начале инвестирования в альтернативную энергетику - производство солнечных, ветряных, геотермальных источников энергии в Англии, Ирландии, Германии, Испании и др. в целях борьбы с сокращением выбросов углеводородов в атмосферу Земли.

К сожалению, венчурные трансграничные инвестиционные отношения на территории России пока существуют в правовом вакууме, который заполняется за счет общих принципов инвестиционного регулирования и аналогии национального закона и права, включая коллизионное регулирование, типичное для внешнеэкономической деятельности.

Важным и весьма распространенным видом инвестирования являются сделки в виде соглашений о разделе продукции (СРП) . Особенности,

· одним из субъектов правоотношения выступает само государство. Этот факт обеспечивает приоритет применения его права в случае возникновения спорной ситуации.

· Для осуществления прав на разведку, добычу, реализацию полезных ископаемых применяется разрешительный порядок, реализуемый часто через проведение аукционов, тендеров (конкурсов). За реализацию переданных инвестору прав государство взимает разовые бонусы за пользование недрами, ежегодные платежи за поиск и разведку - ренталс, регулярные платежи - роялти, зависящие либо от величины площади исследования, либо от количества добытого сырья, либо от времени работы; от остальных платежей за пользование недрами инвестор, как правило, освобождается. Все эти выплаты реализуются инвестором через передачу принимающему государству определенного количества добытого сырья, находящегося в труднодоступных, многозатратных и требующих освоения георайонов.

· Федеральным законом 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. 2004 г.).

11.3. Субъекты трансграничных инвестиционных правоотношений

Для всех перечисленных видов деятельности существует разрешительный порядок, характеризуемый, как было указано ранее, наличием разрешения государства на конкретный вид деятельности, на конкретный район деятельности, на определенную в процентном или суммовом выражении долю участия. Отсюда в понятийном аппарате института закрепилось и используется в международных договорах понимание одобренных и не одобренных государством инвестиций.

Главным субъектом инвестиционных отношений*(764) , независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.

Инвесторы - это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Возникает интересный вопрос о соотношении категорий "инвестор" и "предприниматель". Понятно, что каждый предприниматель, развивающий бизнес, вкладывает в дело свои, заемные или привлеченные средства и, соответственно, в определенных правоотношениях выступает как инвестор. Но далеко не каждый инвестор должен быть предпринимателем, иначе, например, приобретатель акции или иной ценной бумаги должен был бы регистрироваться в качестве предпринимателя. Большинство специалистов склоняются именно к такой точке зрения*(765) .

Следует отметить, что и действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Так, согласно Закону об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические, юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. К числу таких объединений принадлежат, например, консорциумы, специально создаваемые для осуществления крупномасштабного строительства. Среди юридических лиц можно выделить коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления. Имея ряд особенностей, все названные группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционных правоотношений, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и соответственно рынком, на котором они осуществляют инвестиции. Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных вложений, регулируются Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги - Законами о рынке ценных бумаг , об акционерных обществах и др. Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения, имеют, в частности, равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений; владение, пользование и распоряжение объектами и результатами капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.

Права инвестора, осуществляющего портфельные инвестиции, определяются ценными бумагами, которыми он владеет. Так, например, обыкновенная акция удостоверяет имущественные права (на получение дохода в виде дивиденда, на ликвидационную квоту) и неимущественные права (на участие в управлении, на получение информации о деятельности общества).

Обязанности инвесторов, осуществляющих капитальные вложения, также закреплены на законодательном уровне и заключаются, в частности, в соблюдении стандартов (норм и правил); исполнении законных требований, предъявляемых компетентными государственными органами и их должностными лицами; в использовании средств по целевому назначению. Обязанности портфельного инвестора зависят от категории и количества принадлежащих ему ценных бумаг и заключаются, например, в обязанности испросить предварительное согласие у органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на приобретение свыше 20% голосующих акций (ст.18 Закона о конкуренции на товарном рынке) или уведомить акционерное общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 о намерении приобрести самостоятельно или совместно с аффилированными лицами более 30% размещенных обыкновенных акций этого общества (п.1 ст.80 Закона об АО).

Гарантии инвесторов - важнейшая составная часть их правового статуса. Стабильность инвестиционного климата во многом определяется уровнем предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов является обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.

Для законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, характерна так называемая стабилизационная (или "дедушкина") оговорка, защищающая инвестора от изменений законодательства в ходе реализации инвестиционного проекта, ограничивающих его права. Такие оговорки имеются, например, в Законах об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений (п.2 , 3 ст.15 ), об иностранных инвестициях в РФ (ст.9 ), о соглашениях о разделе продукции (ст.17 ). Так, если при реализации приоритетного инвестиционного проекта, осуществляемого в форме капитальных вложений, изменяются федеральные законы и иные правовые акты, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений, такие законы и правовые акты не применяются к инвестору в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта при условии, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, используются инвестором по целевому назначению для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Лица, осуществляющие инвестиционную деятельность в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с приоритетно действующими международными договорами или законодательством РФ.

Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от их специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи - при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг - при осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны - как носитель властных полномочий. Правовое регулирование участия государства в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом "О Бюджете развития Российской Федерации", Указом Президента РФ "О частных инвестициях в Российской Федерации", а также многочисленными постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере.

Основным источником инвестиционной деятельности государства является Бюджет развития, являющийся составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на финансовый год. Расходование средств Бюджета развития по сути определяет способы непосредственного участия государства в инвестиционной деятельности:

кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;

прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций;

предоставление инвесторам государственных гарантий в виде поручительства Правительства РФ под заемные средства для реализации инвестиционных проектов*(766) .

Использование денежных средств Бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. Государственные гарантии предоставляются также на конкурсной основе. Условиями победы в конкурсе могут быть:

более высокий (относительно других инвестиционных проектов) уровень отдачи в федеральный бюджет, рассчитываемый как показатель бюджетной эффективности, определяемый отношением суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии (п.8 Порядка предоставления государственных гарантий);

наличие у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным проектам (не более 50 млн долларов США) - не менее 10% указанного объема;

диверсификация риска государства с частным капиталом, выражающаяся в присутствии частных соинвесторов, кредиторов, а также в наличии у инвестора собственных средств, не покрытых государственной гарантией.

Таким образом, на законодательном уровне устанавливаются принципы, способствующие повышению ответственности частного инвестора и эффективности использования бюджетных средств.

Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе финансовой, банковской, налоговой. Ряд новелл в Налоговом кодексе РФ напрямую касаются реализации инвестиционной политики государства.

С 1 января 1999 г. коммерческие организации могут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, который представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст.66 НК РФ). Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются в размере не менее и не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые платежи организации вследствие предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть уменьшены в каждом отчетном периоде не более чем на 50% платежей по соответствующему налогу. Сумма кредита при техническом перевооружении может составлять 30% стоимости приобретенного организацией оборудования.

Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть, в частности, проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет, принимают федеральные органы исполнительной власти; в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, - финансовые органы этого государственного образования в части, поступающей в муниципальное образование, - органы местного самоуправления. Принятое решение оформляется договором об инвестиционном налоговом кредите, заключаемым между налогоплательщиком и уполномоченным органом.

"

Похожие публикации