Бизнес. Инвестиции. Финансы. Бюджет. Карьера

Виды экономических кризисов на предприятии. Виды экономических кризисов и их особенности. Вопросы для самоконтроля

В настоящее время подкризисом понимается острая, нестабильная ситуация, имеющая негативные последствия. Вместе с тем необходимо отметить, что существует и иное представление о кризисе, в соответствии с которым критическая ситуация связана не только с разрушением, но и с обновлением, развитием.

Необходимым элементом антикризисного управления является теория и практика управления рисками.

Под кризисом понимается возникшая (или развивающаяся) чрезвычайно опасная нестабильная ситуация, требующая немедленного реагирования.

В экономической науке выделяют следующие виды кризисов:

Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики: вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, обновляет структуру производства и приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.

Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер. В результате этого кризиса противоречия несколько смягчаются, и циклический кризис оказывается менее разрушительным.

Частичный кризис отличается от промежуточного кризиса тем, что охватывает только одну сферу экономики. Может произойти как на фазе подъема, так и на фазе оживления и депрессии.

Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Спровоцировать отраслевой кризис могут самые разнообразные причины, в частности: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих-эмигрантов, дешевый импорт и др.

Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Он носит длительный характер. Охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе.

21.Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

Для кризиса в экономике характерны следующие черты:



o Превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов и падению цен;

o Кризис сбыта и падение цен ведут к сокращению производства;

o Большое количество банкротств и массовая безработица;

o Снижение зарплат и уровня жизни;

o Рост потребности в деньгах для оплаты обязательств;

Внешние причины кризиса: война, революции, политические потрясения, темп роста населения и его миграция. Они влияют на изменение инвестиций, которые воздействуют на объем производства, занятость и цены.

Внутренние причины: колебания спроса, нарушения в сфере денежного обращения, изменение положения страны на мировом ранке, старение производственного парка и замедление темпов НТП.

Антициклическая политика - включает мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Наиболее распространено мнение о том, что начало кризиса порождают внешние факторы, а углубляют его внутренние причины.

Негативные последствия экономических кризисов вынуждает государство проводить антициклическую политику, включающую мероприятия, на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Фискальная политика государства:

Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетной политикой государства. Это основное средство регулирования в современных экономиках с целью обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесного платежного баланса.

Фискальная политика осуществляется через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе.

В краткосрочной перспективе:

o Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

o Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, безработица сокращается.

В долгосрочной перспективе:

o Рост доходов повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций, а, следовательно, и уменьшению темпов развития в будущем.

Что касается налогов, то их воздействие на величину национального производства и доходов прямо противоположно воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса.

Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, соответственно уменьшение ВВП, доходов и рост безработицы.

Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным мультипликационным эффектом.

Мультипликационный эффект заключается в том, что рост производства и доходов в одной отрасли приводит к стимулированию роста производства смежных областей.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту умноженному на мультипликатор.

Мультипликатор действует в обоих направлениях. Мультипликатор правительственных расходов действует слабее, чем мультипликатор налоговый. Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение расходов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению ВНП на ту же величину.

Денежно-кредитная (монетарная политика государства). Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежной кредитной политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Монетарная политика - это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Её осуществляет Центробанк.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

o В краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реальное ВНП.

o В долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияние на объем ВНП.

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:

1. исходя из задач, стоящих перед экономикой, ЦБ увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки.

2. изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос.

3. изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

Главные инструменты воздействия государства на денежное предложение: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки и операции на открытом рынке (купля - продажа государственных ценных бумаг).

Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса (период спада). В условиях инфляции должно уменьшаться и предложение денег. Недостатками монетарной политики являются: длительность времени между принятием монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватная реакция хозяйствующих субъектов на монетарную политику.

Государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде:

o нормативно-законодательной деятельности (Конституция КЗ, ГК КЗ, № 127)

o финансового регулирования - управления совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства или предприятия., а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

o Производство: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: (обеспечение учета интересов всех участников её осуществления, социально-экономическая направленность, сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов, адресный характер мероприятий, система договорных отношений и конкурсная основа для её участников, широкое использование аренды, лизингов и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности).

o Перераспределение дохода в целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов.

Государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими (рисунок 2).

Рисунок 2 – Типология кризисов

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

Первопричиной кризисов является разрыв между производством и потреблением товаров. В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением существовала прямая связь, и поэтому не было условий для экономических кризисов. Возможность для их проявления появилась и расширилась по мере развития товарного производства и обращения. После того, как товарное производство стало господствующей формой организации производства, а рынок – стихийным его регулятором, разрыв между производством и потреблением как во времени, так и в пространстве резко усилился. В условиях стихии и анархии производства экономические кризисы стали объективной закономерностью.

Общая тенденция к расширению производства прокладывает себе дорогу через колебания темпов экономического роста, неравномерность функционирования национальных и мирового хозяйств. Начиная с 1825 г., когда разразился первый экономический кризис, все страны рыночной экономики развиваются циклически. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства идет высокими темпами или, напротив, увеличивается медленнее, иногда происходит абсолютное сокращение производства, т.е. экономика периодически переживает периоды подъема и спада. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства и означают циклический характер его развития. Характерная черта цикличности – это движение не по кругу, а по спирали, поэтому цикличность – форма прогрессивного развития.

Экономический цикл – это повторяющиеся на протяжении ряда лет колебания различных показателей экономической активности: темп роста ВНП, общий объем продаж, общий уровень цен, уровень безработицы, загрузка производственных мощностей, величина инвестиций и др. Основным свидетельством цикличности развития служат колебания темпа роста ВНП. Как правило, экономика проходит последовательно четыре фазы: спад (кризис), депрессию, оживление, подъем.

Классический цикл общественного воспроизводства состоит из четырех фаз. Первая фаза – кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, растет безработица, резко увеличивается количество банкротств. При этом следует отметить, что существуют различия в степени негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли. В отраслях, поставляющих предметы повседневного спроса, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или бытовой техники в ожидании лучших времен. Соответственно падение производства в металлургии и тяжелом машиностроении, отраслях, производящих холодильники, автомобили и т.п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промышленности. Имеются различия в реакции на кризис монополий немонополизированных секторов экономики. Если в высокомонополизированных отраслях в период кризиса цены почти не снижаются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией капитала происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска продукции. Иначе говоря, монополии, опираясь на свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.

Вторая фаза – депрессия (стагнация). Отличительной особенностью этой фазы (более или менее продолжительной – от полугода до трех лет) является приспособление хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, обретение нового равновесия. Для нее характерны неуверенность, беспорядочные действия. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он осматривается, не рискуя вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. Эта фаза характеризуется во многих случаях падением нормы процента.

Третья – оживление. Это фаза восстановления. Увеличиваются капиталовложения, объемы производства, растут цены, занятость, процентные ставки. Оживление охватывает, прежде всего, отрасли, поставляющие средства производства. Достигнутые успехи стимулируют создание новых предприятий. Иначе говоря, оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.

Четвертая фаза – подъем (бум). В эту фазу происходит ускорение экономического развития, которое проявляется в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. И в это же время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового кризиса. Первоначальным «толчком» (причиной) нового кризиса служит сокращение совокупного спроса, что вызывает спад производства, снижение занятости, доходов, сокращение расходов и спроса. Что же касается факторов, вызывающих первоначальное сокращение совокупного спроса, то они могут быть самыми разными: замена изношенного оборудования (уменьшаются прежние закупки сырья, материалов, запчастей), падение спроса на отдельные виды продукции, рост налогов и кредитных процентов, нарушение закона денежного обращения, войны, различные политические события, непредвиденные ситуации и т.д. Все это может сломать сложившееся рыночное равновесие и дать толчок очередному экономическому кризису.

Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают началу новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы. Промежуточный кризис не дает начало новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальными и международными.

Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, – с другой. В 1970-е гг. экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризисы.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство и увеличение предложения.

В этой связи, естественно, возникают вопросы, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:

Кризис как результат «внешнего» шока. В этом смысле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;

Циклические кризисы. Здесь кризис представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;

Структурный (большой) кризис. Любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

Кризис системы регуляции. Ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;

Кризис способа производства. Этот кризис характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм – форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными закономерности, на которых базируется организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

Стадии банкротства

В условиях жесткой конкуренции банкротство является неизбежным явлением любого современного рынка. Нарушение платежеспособности в современных условиях может быть следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде.

Весь процесс превращения нормально функционирующего предприятия в несостоятельного должника можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 3.

Рисунок 3 – Процесс развития несостоятельности

Первый этап. Начало кризиса предприятия. Характеризуется невыполнением или частичным выполнением текущих задач, развитием конфликта между стратегическими целями и выбранным направлением реализации стратегии. Этот этап наиболее сложно идентифицировать, так как трудно интегрировать количественные показатели, точно определяющие или оценивающие кризис стратегии развития фирмы. Фирма перестает получать экономическую прибыль, несмотря на то, что отчет о прибылях показывает величину нормализованной (желаемой) прибыли. Вовремя выявленный кризис и оперативный ситуационный анализ позволяют перестроить стратегию и поставить новые задачи. Посредством кратковременных воздействий скорректированная стратегия способствует оптимизации потребления факторов производства, снижению издержек и сохранению конкурентоспособности.

Второй этап. Развитие кризиса предприятия. Наблюдается ухудшение большинства показателей финансово-экономической деятельности анализируемого предприятия. Окончание первого и начало второго этапов можно легко определить по резкому колебанию показателей рентабельности и деловой активности предприятия, его положению на рынке ценных бумаг.

Фирма перестает получать нормализованную величину прибыли, но это пока не приводит к исчезновению бухгалтерской прибыли вообще. Это обстоятельство сигнализирует о нарастании процесса несостоятельности.

Привлечение кредитных ресурсов становится затруднительным, так как уровень доходности инвестиций на этом этапе ниже доходности альтернативных вариантов использования средств. Заимствования происходят в меньшем объеме и по более высокой цене.

Накопленная сумма амортизационных отчислений оказывается вовлеченной в финансирование оборотного капитала.

Окончание второго этапа и начало третьего характеризуется ухудшением показателей ликвидности и финансовой устойчивости (проявляется кризис ликвидности).

Для снижения риска банкротства требуется проведение оперативного реструктурирования предприятия в целях обеспечения его выживания на короткий срок. Оперативное реструктурирование должно включать, по меньшей мере, два направления: повышение эффективности результатов деятельности (увеличение оборота, снижение материальных затрат, и особенно постоянных издержек) и обеспечение ликвидности активов (уменьшение дебиторской задолженности, производственно-технических запасов и готовой продукции, продажа излишнего имущества или сдача в аренду). Параллельно разрабатывается бизнес-план развития предприятия на перспективу.

Третий этап. Кризис предприятия. Характеризуется неспособностью предприятия отвечать по своим обязательствам по мере их наступления. После тщательного и комплексного анализа деятельности предприятия выбираются реорганизационные или ликвидационные процедуры.

Очень важно своевременно вскрыть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность «по горячим следам» запустить в действие программы антикризисного управления.

Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. Отечественными учеными В. Г. Артеменко и M. B. Беллендиром систематизированы и приведены характеристики, типичные для состояния предприятий, которым угрожает банкротство (таблица 1).

Таблица 1 – Данные о банкротстве предприятия

Окончание таблицы 1

«Солидное предприятие» Достаточная Значи-тельные Недоста-точные Неуклонное увеличение Серьезная неудача (банкротство одного из наиболее крупных клиентов, провал попытки диверсификации производства или деятельности)
«Предприятие на подъеме» Слабая Бурный рост Общеэкономическая депрессия, неблагоприятная рыночная конъюнктура
«Предприятие с хроническим недостатком ликвидных средств» Удовле-твори- тельная Недостаточные Значительные (краткосрочные кредиты) Ужесточение целевого банковского кредитования, особенно на фоне растянутых сроков клиентских платежей
«Предприятие с жесткой структурой» Удовлетворительная Достаточные Быстрые, впоследствии замедленные Период минимальной активности (невозможность сокращения штатов, снижения затрат на управление, реорганизации)
Нерентабельные предприятия Низкая норма прибыли Постоянный дефицит ликвидных средств Основных средств недостаточно Неритмичные Малейшая заминка в поступлениях

Предприятия, организации, физические лица вступают в многочисленные взаимоотношения друг с другом, банками, различными финансовыми институтами, правительством, в том числе в лице налоговых органов, и другими организациями. Чаще всего эти отношения носят денежный характер, который определяется законом или договором. В тех случаях, когда денежный размер обязательства превышает определенный предел и очевидна невозможность их погашения из стоимости имущества, юридические и физические лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов. Поэтому банкротство является той гранью, за которой предполагается прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности должника.

Несостоятельность хозяйствующих субъектов – явление распространенное и типичное для стран с рыночной экономикой. Поэтому в относительно стабильных экономических условиях несостоятельность предприятий носит локальный характер. Согласно общепринятым представлениям, несостоятельность рассматривается как определенное негативное положение субъекта в системе экономических связей, которое характеризуется уровнем неплатежеспособности субъекта по своим обязательствам.

По своей сути такое понятие является внешним признаком оценки неэффективности деятельности предприятия, которая сводится к определению его финансового состояния, отражающего способность устойчиво выполнять принятые на себя финансовые обязательства. Так, по крайней мере, трактуется несостоятельность в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ и других нормативных актах, новом Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Это свидетельствует о том, что в действующем законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» признаются равнозначными. Однако следует согласиться с тем, что «вопрос о целесообразности такого терминологического единства весьма спорен».

Ввиду того, что несостоятельность рассматривается как финансовое состояние предприятия, при котором оно неспособно в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность, то имеет место необратимая неплатежеспособность. Банкротство же рассматривается как результат юридической квалификации акта несостоятельности, осуществляемого в законодательно установленном порядке. В этом случае система экономических связей, в рамках которой рассматривается положение несостоятельного субъекта, ограничивается его взаимодействием с контрагентами по бизнесу, выступающими в качестве кредиторов.

Подобное восприятие имеет ряд недостатков. Оно превращает несостоятельность в характеристику, принадлежащую только к рыночным структурам, что затрудняет анализ этого процесса в нерыночных секторах экономики. Содержание несостоятельности соотносится с внешней ее формой (банкротством).

Термин «банкрот» (итал. banco – скамья, банк и rotto – сломанный) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальных.

Банкротство – сложный процесс, включающий:

1) рассмотрение ситуации, в которой некоторое физическое лицо или предприятие объявляется несостоятельным;

2) юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или предприятия в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги;

3) определение ответственности для осуществления (или неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом планах.

Отечественные аналитики, исследуя причины, условно делят банкротство на три вида:

Первый вид – банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов и т.д.;

Второй вид – банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства (даже при наличии спроса на продукцию на рынке) и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия;

Третий вид – банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства.

Очевидно, что на практике все три вида сочетаются в разных пропорциях. Разделить их можно только по преиму­щественному фактору, определяющему его природу.

Таким образом, за одним и тем же внешним финансовым про­явлением стоят сложные различные внутренние процессы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Как проявляются кризисы в социально-экономическом развитии и какова их типология?

2. В чем сущность, закономерность и причины возникновения экономических кризисов?

3. Как возникают кризисы и какова тенденция циклического развития организации?

4. Что означает понятие «кризис»?

5. Что представляет собой антикризисное развитие?

6. Каковы основные черты антикризисного управления?


Козлова Е.С. Стать банкротом просто…или невозможно // Бизнес-адвокат. – 1999. – №19.

Кризисы бывают регу­лярные (циклические), или периодические, которые повто­ряются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Ре­гулярные кризисы перепроизводства дают начало новому цик­лу, в ходе которого экономика последовательно проходит че­тыре фазы и подготавливает базу для последующего кризи­са. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономи­ки, достигая большой глубины и продолжительности.

К нере­гулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кри­зис не дает начала новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глу­бок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924-м и 1927 гг. А в 1953-1954-м и 1960-1961 гг. такие кризисы охватили только США и Канаду.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Характерным примером яв­ляется банковский кризис в Германии 1932 г.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей на­родного хозяйства. Поводом для него могут послужить са­мые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроиз­водство. Такие кризисы бывают национальными и между­народными. К последним относится кризис мирового судо­ходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышлен­ности в 1977 г.

Структурный кризис является нарушением закона пропор­ционального развития общественного производства. Это прояв­ляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натураль­ном выражении, необходимых для сбалансированного развития

экономики, с другой. В 70-е гг. экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризис.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство и увеличение предложения.

В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государ­ственного регулирования и др.

С позиции теории регуляции кризисы можно классифи­цировать следующим образом:

Кризис как результат "внешнего" -шока. В этом смыс­ле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общно­сти оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;


Циклические кризисы. Здесь кризис представляет со­бой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопив­шихся за время подъема в экономических механизмах и со­циальных процессах;

Структурный (большой) кризис. Любой случай проявле­ния противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

Кризис системы регуляции. Ситуация, когда механиз­мы, связанные с существующей системой регуляции, оказы­ваются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнк­турные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;

Кризис способа производства. Этот кризис характери­зуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспо­собными самые важные закономерности, на которых базиру­ется организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и струк­тура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

Вопрос 36. Безработица, виды

Безработица – ситуация в национальной экономике, когда трудоспособное население, желающее работать, не может найти работу по специальности или трудоустроится вообще.

Виды безработицы:

1. Фрикционная – работнику, уволенному или покинувшему предприятие по своей воли, требуется некоторое время, чтобы найти работу. Сюда относится и молодёжь, ищущая работу впервые; женщины, вырастившие детей. Это явление нормальное, присутствует в любой экономике.

2. Структурная – возникает в результате развития НТП, тесно связана с особенностью развития отдельных регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики может сопровождаться нехваткой других; увеличивается спрос на работников новых профессий. Структурная перестройка экономики увеличивает масштаб этой безработицы. Избежать её невозможно, т.к. экономика развивается.

3. Скрытая – возникает в период экономического спада. Рабочий соглашается на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, работать на работах, требующих более низкой квалификации.

4. Циклическая (застойная) – самый страшный вид безработицы, возникает в период экономического спада, т.к. кризис почти на всех товарных рынках.

5. Экономическая – обусловлена меняющейся рыночной ситуацией – часть фирм образуются, часть терпят крах, а работники переходят в категорию безработных.

Структурная и функциональная безработица определяют её естественный уровень – 6-7% от трудоспособного населения. Естественная безработица в экономике необходима, т.к. необходим резерв трудовых ресурсов для динамичного развития хозяйства страны.

Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушения сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - снижении жизненного уровня, благосостояния населения .

Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях.

Основная функция кризиса -- разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны и в наибольшей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.

В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства и формы организации предприятий в пользу более современных. Общее крушение вовлекает и немало передовых предприятий.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные (связанные с потребностями модернизации и реконструкции) и субъективные (отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении).

Кризисы разнообразны по своей сути, причинам и последствиям. Необходимо их определенным образом систематизировать (классифицировать), чтобы более эффективно управлять ими, формируя адекватные средства.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризис охватывает большие объемы и масштабы проблематики, микрокризис -- только отдельную проблему или группу проблем. Локальный, или микрокризис, может как цепная реакция распространиться на всю систему, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются в отдельности.

Экономические кризисы -- это кризисы в производстве и реализации товаров и услуг.

Социальные кризисы отражают противоречия в интересах различных социальных групп, среди них особое место занимают политические кризисы -- кризисы власти, которые часто ведут к кризисам экономическим.

Организационные кризисы проявляются как паралич (или резкое ухудшение) организационной деятельности. Наиболее ярко организационные циклы проявляются при смене стадий жизненного цикла предприятий и их продуктов.

Психологические кризисы -- это кризисы психологического состояния людей, симптомы которых -- стрессы, паника, страх, неудовлетворенность, чувство неуверенности, т. е. кризисы социально-психологического климата.

Кризис технологический связан с обострением противоречий при разработке и внедрении новых технологических решений в процессе смены технологического уклада. Это кризисы научно-технического прогресса.

Экологические кризисы резко ухудшают условия жизнедеятельности людей. Это кризисы взаимоотношений человека с природой, вызванные пренебрежительным отношением к требованиям закона природного равновесия.

Явные кризисы протекают заметно и легко обнаруживаются. Скрытые протекают менее заметно, и поэтому их значительно сложнее избежать или ограничить.

Глубокие, или острые, кризисы могут привести к разрушению различных структур экономической системы, здесь множество противоречий завязывается в сложный клубок. Такие кризисы имеют, как правило, затяжной характер. Мягкие, или легкие, кризисы протекают менее болезненно, они в большей степени поддаются управлению, чаще носят кратковременный характер.

Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными.

Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса -- потребностями реструктуризации производства, изменением структуры интересов под воздействием НТП.

Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис. Конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер. Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

Существуют также кризисы явные (протекают заметно и легко обнаруживаются) и латентные (скрытые, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны) .

Все возможные кризисы разделяются также на затяжные и временные. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

В зависимости от характера экономических спадов, охвата ими различных сфер или отраслей народного хозяйства необходимо различать следующие виды экономических кризисов: циклический, промежуточный, структурный, частичный, отраслевой.

Циклические кризисы -- это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой и трудовой активности (деятельности) во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности.

Промежуточные кризисы -- это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. В отличие от циклических кризисов они не дают начало новому циклу, носят локальный характер и непродолжительны.

Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Они вызывают долговременные потрясения и требуют для своего разрешения относительно длительного периода адаптации к изменившимся условиям процесса общественного воспроизводства.

Ярким примером мирового структурного кризиса может служить энергетический кризис, развившийся в середине 70-х гг., который потребовал более 5 лет для адаптации национальных экономик промышленно развитых стран к новой структуре цен на энергоносители (скачок цен превысил 4--5-кратный рост). В результате и технологически, и финансово, и экономически национальные экономики вынуждены были ориентировать и приспосабливать отрасли и производства к энергосберегающим технологиям и изменениям в структуре потребляемых энергоносителей.

Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности. В частности, речь идет о денежном обращении и кредитах, банковской системе, фондовом и валютном рынках. Мировой валютный кризис 70-х гг., как известно, обусловил переход от Бреттон-Вудской валютной системы к Ямайскому соглашению 1976 г., в соответствии с которым золото перестало выполнять роль мировых денег и превратилось в один из товаров. Хорошо известен и крупнейший кризис банковской системы Германии 1932 г. .

Отраслевые кризисы характеризуются спадами производства и свертыванием хозяйственной деятельности в одной из отраслей промышленности, народного хозяйства. История таких кризисов наиболее полно прослеживается в угольной, сталелитейной, текстильной, судостроительной промышленности.

Сезонные кризисы обусловлены воздействием природно-климатических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности. В частности, задержка с наступлением весны может вызвать кризис в коммунальном хозяйстве из-за отсутствия топлива .

Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства.

Таким образом, большое разнообразие кризисов порождается огромным количеством причин. Антикризисное управление существует для того, чтобы, если возможно, избежать кризиса (предупредить его появление), а если это невозможно -- ограничить развитие кризиса и смягчить его последствия.

Каждый экономический кризис носит всегда индивидуально – конкурентный характер, в то же время во всех экономических кризисах присутствуют в большей или меньшей степени типичные черты.

1. По широте охвата:

а) отдельные (или единичные) экономические кризисы;

б) локальные (или групповые) экономические кризисы -кризисы, охватывающие лишь часть или группу явлений, процессов, субъектов хозяйствования;

в) системные экономические кризисы - кризисы, поражающие всю экономику страны в целом.

2. По уровням экономики:

а) микрокризисы;б) мезокризисы;в) макрокризисы;г) мировой кризис.

3. По характеру возникновения:

а) случайные экономические кризисы;

б) закономерные, в том числе циклические экономические кризисы.

4. По силе воздействия:

а) болезненные экономические кризисы;б) разрушительные экономические кризисы;в) катастрофические экономические кризисы.

5. По времени воздействия:

а) краткосрочные экономические кризисы;б) среднесрочные экономические кризисы;в) долгосрочные экономические кризисы.

6. По источникам происхождения:

а) внутренние экономические кризисы;б) внешние экономические кризисы;в) смешанные из внутренних и внешних источников экономические кризисы;г) стихийные экономические кризисы - экономические кризисы, развившиеся сами по себе;

д) искусственные экономические кризисы - кризисы, сознательно созданные теми или иными силами с целью ослаблений конкурента и присвоения его ресурсов;е) смешанные из стихийных и искусственных экономические кризисы.

7. По возможности преодоления:

а) экономические кризисы, преодолимые с помощью внутренних сил;

б) экономические кризисы, преодолимые с внешней помощью или под внешним воздействием;

в) непреодолимые экономические кризисы.

В целом экономические кризисы можно подразделить на две основные группы: регулярные (циклические, или периодические), которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные.

Регулярные (циклические, или периодические) экономические кризисы - это кризисы, дающие начало новому воспроизводственному циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.

Нерегулярные экономические кризисы - это кризисы, которые могут разразиться внутри фаз обычного цикла общественного воспроизводства. Среди них можно выделить промежуточные, частичные, отраслевые и структурные экономические кризисы.

Промежуточный экономический кризис - это кризис, не дающий, не дающий начала новому циклу, а прерывающий на определенное время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер.

Частичный экономический кризис - это кризис, охватывающий не всю экономику, а только какую-либо сферу общественного воспроизводства. Одним из видов частичных кризисов являются финансовые кризисы. Финансовый кризис - это глубокое расстройство государственных финансов под воздействием чрезвычайных обстоятельств (экономических, политических, военных). Как правило, формами его проявления выступают хронический дефицит государственного бюджета, инфляция, расстройство налоговой и кредитной систем, неплатежеспособность по внешним займам и т.п. Это кризис денежного выражения экономических процессов, поэтому он занимает особое положение среди видов экономических кризисовОтраслевой кризис - это кризис, охватывающий одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальными и международными. Структурный кризис отражает нарушение закона пропорционального развития общественного производства. Он выражается в серьезных диспропорциях между отраслями, сопровождающихся недостаточным выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики. Примерами являются энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы.

Похожие публикации