Бизнес. Инвестиции. Финансы. Бюджет. Карьера

Восстановить скидку в рса онлайн. Как исправить коэффициент «бонус-малус» осаго при неверном применении. Предыдущий договор был с ограничениями, по нему были выплаты

Как мы уже отмечали, страховая компания передает данные о водителях из своей базы данных, а вносят эту информацию в базу люди (операторы по вводу полисов). Тут может иметь место человеческий фактор - при вводе фамилии, имени, отчества или даты рождения водителя оператор мог допустить опечатку. Если хотя бы 1 буква или цифра в базе данных не совпадает с той информацией, которую вы вводите при обращении к АИС РСА, система вернет ошибку и ваша скидка пропадет.

Управление несколькими автомобилями

Водитель мог быть вписан в качестве лица, допущенного к управлению в несколько страховых полисов. При этом значение Кбм могло быть разным в каждом из этих полисов, так как до 01.01.2013 агент не обращался к единой базе для определения Кбм, а давал скидку на основании предыдущего полиса. Например: Иванов И. И. имеет собственный автомобиль, а также допущен к управлению автомобилем супруги, у которой стаж вождения равен 2 года. В своем полисе у него Кбм 0,5, в полисе супруги - 0,9 (так как страховая история супруги насчитывает всего 2 года, по количеству лет стажа). Если страховая компания передала данные по обоим полисам, значение Кбм для Иванова И. И. будет максимальным из двух, то есть 0,9.

Банкротство страховой компании

Страховая компания обанкротилась и не передала данные в систему АИС РСА. В этом случае в единой базе просто нет сведений о страховой истории водителя.

Недобросовестный агент или сотрудник страховой компании

По закону агент перед оформлением полиса должен в обязательном порядке проверить вашу скидку в базе РСА. Однако часто агент не делает этого, пользуясь неграмотностью клиента. Завышая Кбм, агент увеличивает стоимость полиса и тем самым зарабатывает больше. В этом случае в базу РСА передается кбм = 1, то есть так же, если бы страхователь оформлял полис впервые.

Что же делать, чтобы не потерять накопленную скидку за безубыточное страхование и восстановить утраченный Кбм?

До 1 июля 2014 страховщики могли использовать для определения значения Кбм "справку о безубыточности". П 35 правил ОСАГО гласит: «При досрочном прекращении или по окончании действия договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о страховании по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о страховании предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в 5-дневный срок с даты соответствующего обращения страхователя и вносятся в автоматизированную систему страхования». Таким образом достаточно было обратиться в страховую компанию, где был оформлен последний полис ОСАГО, получить справку по форме № 4 и на ее основании оформить следующий полис ОСАГО. При очередной передаче данных о значении Кбм в систему АИС РСА Кбм обновлялся.

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в законодательство, которые не позволяют применять Кбм на основании справки о безубыточности, а именно:

Подпункт "з" пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) вносит изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

з) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:

"10.1. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.";

Таким образом, при оформлении полиса ОСАГО Страховщик в обязательном порядке должен проверить ваш Кбм по базе АИС РСА, а также проверить наличие действующего талона техосмотра в единой информационной системе ЕАИСТО. Без этого оформление полиса ОСАГО не допускается.

Как восстановить кбм? Можно пойти 2 путями:

Вариант 1.

  • Определите, в какой момент времени пропал ваш кбм. Для этого нужно сделать проверки Кбм на разные даты, и найти, какая страховая компания оформила ваш полис с неправильной скидкой.
  • Найдите и отсканируйте копии полисов с правильным значением кбм
  • Напишите жалобы в Центробанк, РСА, страховую компанию, в которой вы в настоящее время застрахованы. К жалобе приложите сканы полисов, на основании которых вы требуете пересчета скидки.
  • В течение месяца вашу жалобу должны рассмотреть и в зависимости от комплекта документов, которые вы направите вместе с жалобой принимается решение о восстановлении Кбм.

Вариант 2

  • Проверьте кбм . В результатах проверки вы увидите кнопку "Не устраивает кбм? Восстановим". Наши специалисты сделают всю работу за вас, и в течение 1-5 дней ваш кбм будет восстановлен и вы сможете оформить полис ОСАГО с положенной скидкой или запросить возврат излишне уплаченной страховой премии в вашей страховой компании.

и в Памятке Минфина для страхователей, определяет главные характеристики КБМ:

  • сведения о страховом случае, по которому произвели возмещение,
  • время совершения возмещения совпадает со сроком действия прошлого договора ОСАГО,
  • данные о выплате по страховке зафиксированы в АИС ОСАГО, которую курирует РСА.

При соблюдении все трех условий опыт водителя влияет на цену страхового полиса.

Где указывается в полисе

Законодательством не регламентировано фиксация КБМ в полисе ОСАГО. Типовая форма полиса, утвержденная Правительством, не содержит дополнительных полей для КБМ даже в разделе 3, где перечисляются лица, допущенные к вождению ТС.

Отсутствие КБМ в полисе вполне логично – иначе бы пришлось переписывать все коэффициенты, влияющие на расчет страховой премии. Некоторые страховые компании прописывают КБМ для всех водителей, ставя его в скобках после указания данных на лицо.

Первоначально заполняя заявление о заключении договора ОСАГО, страхователь вписывает все присвоенные в прошлые года коэффициенты в разделе 7. Этого достаточно для сверки с данными РСА.

Некоторые страховые компании все же предпочитают принцип гласности КБМ. И вписывают его либо напротив каждого водителя в раздел 3 полиса, либо в раздел 8 — «особые отметки».

От чего зависит

КБМ – коэффициент бонус-малус – понятие с буквальным переводом с латинского «хороший – плохой», «много – мало». КБМ – это одновременно система поощрения и наказания.

Если водитель управляет машиной аккуратно, не попадает в аварии, не причиняет материальный вред другим лицам – он экономит деньги страховой компании, потому что ей не приходится производить страховые выплаты. Соответственно его примерное правовое поведение надо поощрить, предоставив льготу (скидку, бонус) на оплату следующей страховки по программе ОСАГО.

Если же поведение водителя на дороге недобросовестное, противоправное, безразличное к жизни, здоровью и имуществу остальных участников дорожного движения – компания выполняет дополнительную работу и несет расходы на страховые возмещения по аварийным случаям. Цена страховки на следующий год возрастает соразмерно рискам выплат независимо от компании страховщика. Эта функция КБМ – карательно -воспитательная (малус).

На коэффициент кроме количества страховых выплат влияют:

  • Срок договора ОСАГО по закону КБМ рассчитывается только для договоров, заключенных на 1 год,
  • Число водителей, допущенных к вождению ТС. Договор ОСАГО с ограничениями означает, что машиной может управлять любой водитель из списка. Поэтому для расчета максимальный КБМ.

Таблица

Для корректного пользования таблицей КБМ необходимо знать:

  • количество страховых случаев с выплатами, в период действия предыдущего договора. При этом все выплаты по одному случаю суммируются.
  • класс, который был определен на начало предыдущего договора.

Применение КБМ

КБМ имеет привязку к водителю, а не к машине. Каждый последующий КБМ устанавливается на основании сведений о страховой истории водителя, взятых из документов либо из АИС ОСАГО.

При досрочном расторжении ОСАГО и заключении нового применяется КБМ, рассчитанный по прекращенному договору.

Расчет КБМ зависит так же от формы договора ОСАГО.

При ограниченном перечне водителей в полисе, КБМ прописывается (в договоре) для каждого из них. Но для формулы расчета страховой премии берется наихудший (наибольший) коэффициент. Если информация о классах вождения водителей неизвестна, то автоматически присваивается КБМ, равный 1.

Пример

В январе 2015 в полис вписывается 3 водителя. У двоих срок безаварийной езды 3 года. КБМ третьего на конец 2013 года – 0,95, а в 2014 зафиксировано 3 страховых случая с выплатой. Для расчета цены ОСАГО будет использован КБМ последнего водителя равный в 2015 — 1,55.

Если старый договор не ограничивал круг водителей, а новый да, то при условии, что

  • в прошлый период выплаты не производились,
  • страхователь – собственник,
  • страховая компания должна применить пониженный КБМ.

Если управлять автомобилем могут водители, круг которых неизвестен и не ограничен на момент заключения договора, то класс присваивается только владельцу ТС. Соответственно вся история выплат по страховым случаям «ложится» в полной мере на него. Выплаты по нарушениям других водителей испортят КБМ собственника на следующий год.

При заключении неограниченного ОСАГО КБМ присваивается по последнему договору. Если данных в АИС нет, то КБМ рассчитывается по классу 3 и равен – 1.

В случае если старый договор ограниченный, а новый нет, то КБМ присваивается по последнему классу страхователя ТС. Если класс выяснить невозможно, присваивается класс 3 и применяется полная тарификация по КБМ без скидок и надбавок равная 1.

Причина снижения КБМ

Важно

  1. Снижение КБМ – это применение льготных условий страхования, т.е. скидка по сравнению с прошлым периодом.
  2. Повышение КБМ – наоборот надбавка к последнему коэффициенту.

Сделать ОСАГО более выгодным можно в случаях:

  • Безаварийного вождения в течение года действия старого полиса. Скидка составит по 5 % за каждый год.
  • Заключения неограниченного договора, при котором у владельца ТС КБМ ниже, чем у водителя. Однако выгода ограничится только стоимостью полиса, данные в АИС ОСАГО.
  • Утери всей страховой истории ОСАГО, либо перерыве в вождении с 2011 года (с этого момента ведется централизованная фиксация в АИС ОСАГО), при условии КБМ выше 1.

Ситуаций, при которых при заключении нового договора страховщик может применить к водителю повышенный КБМ несколько:

  • При наличии страховых выплат по авариям за прошлый период,
  • При заключении договора на ограниченное число водителей, при этом пониженный КБМ – расчетный, т.е. применяется только при калькуляции цены полиса. Личный КМБ в этом случае не изменится.
  • При отсутствии данных в АИС ОСАГО о предыдущем классе водителя будет автоматом присвоен КБМ-1. Так что, если в предыдущий год КМБ был ниже и не было аварий, водитель потеряет скидку до 50% (при 12 классе).

Если КБМ неверный

С 2015 года упрощена процедура изменения КБМ в ОСАГО. Проверить страховую историю можно через сервисы на портале РСА. Если страхователь обнаружил, что расчетный КБМ неверен, то напрямую обращается в свою страховую компанию с заявлением об изменении коэффициента. Сотрудник проверяет сведения в системе и исправляет ошибку.

Стоит помнить, что РСА не обладает полномочиями по внесению данных в систему АИС ОСАГО, он только осуществляет техническую поддержку. Данные в системе актуальные: по закону страховщик обязан внести данные о заключении, продлении, изменении, прекращении и другие. Пропущенные данные так же вносятся, несмотря на давность. Утерянные не восстанавливаются.

Заявление на перерасчет

Заявление на перерасчет страховой премии подается непосредственно в страховую компанию (в офис продаж и копия с отметкой о принятии в головное отделение). Определенной формы нет, так что содержание свободное.

  • Необходимо отразить факт указания в полисе неверного КБМ,
  • приложить копию выписки из АИС ОСАГО с сайта РСА, где прописан верный КБМ.
  • Копию водительского удостоверения, СТС,
  • Указать паспортные данные и почтовый адрес.

Срок рассмотрения – 30 дней по закону о рассмотрении обращений. Если страховая отказывается пересчитывать премию и вносить изменение КБМ, следует обратиться в Центробанк.

Сколько действует КБМ

Установленный коэффициент бонус- малус действует

  • В течение срока действия договора ОСАГО, по которому присвоен очередной класс водителю,
  • При достижении 13 класса и условии безаварийной езды в дальнейшем – бессрочно.

Коэффициент бонус-малус — единственная возможность водителя правомерным поведением повлиять на стоимость ОСАГО. Возможно, в 2017 году по предложению РСА законодательная база и подзаконные акты изменятся в сторону улучшения для владельцев транспортных средств. Пока же этого не произошло, не нарушайте правила и отслеживайте свою страховую история через сервис АИС ОСАГО.

Все больше автовладельцев сталкиваются с неприятными проблемами при покупке полиса ОСАГО: из-за того, что в базе РСА указан неверный КБМ (коэффициент бонус-малус), страховка считается без скидки за безаварийность. В результате чего автолюбитель вынужден оплачивать чьи-то ошибки из собственного кармана. Как исправить КБМ в базе АИС РСА?

Неверный КБМ ОСАГО?!

  • Ошибки со стороны страховых компаний — внесение в базу неверных значений КБМ ;
  • Технические проблемы, возникшие при передаче данных от страховой компании в АИС РСА;
  • Ошибки на стороне автоматизированной информационной системы РСА

Надеюсь, что моя история поможет Вам исправить досадную ошибку! Итак…

Ошибка КБМ в базе РСА… или как не стать «оленем»

Современный темп жизни в крупных мегаполисах диктует свои, подчас жесткие, правила игры. При этом конкуренция заставляет жизнеспособных представителей земной фауны пожирать слабых и бесхарактерных. И если вспомнить, что именно конкуренция лежит в основе развития и эволюции всех живых существ на планете, то борьбу за пищу, за самку и территорию никто пока не отменял. Именно поэтому, уставшие, часто болеющие и вечно ноющие представители Homo sapiens — ипохондрики, становятся жертвами конкурентной борьбы среди людей. Их поедают более сильные и агрессивные индивиды. Как ошибка в значении КБМ в базе РСА может сделать из Вас «оленя».

Без полиса ОСАГО… или без бумажки — ты букашка

Все началось с неожиданной, но банальной встречи со «смотрящим» за нашей районной поляной — крупным и очень опытным охотником — инспектором ГИБДД. Признаюсь, я так и не успел понять, что остановило меня — парализующий взгляд блюстителя порядка или взмах его тяжеленной боевой дубины.

Ударив по тормозам, я покорно припарковался на обочине, рядом с развесистой березой. После краткого ознакомления с моими правами на передвижение по лесным тропам — документами на право управления транспортным средством, мне было рекомендовано обратить особое внимание на то, что начался сезон охоты на «оленей» с просроченным полисом ОСАГО, которые норовят полакомиться сочным ягелем на его опушке леса.

Его слова о начале сезона охоты на благородных представителей лесной братии вызвали резкий выброс адреналина в кровь, что заставило учащенно биться мое сердце — включился животный инстинкт самосохранения. Мысли забегали в голове: «Бежать или сдаваться?»

Я взял себя в руки — желание становиться легким трофеем у меня отсутствовало. От стресса произошло просветление — я вспомнил, что до окончания действия полиса у меня была в запасе еще целая неделя. Поэтому я поблагодарил инспектора за внимательность и ретировался. Но на этом мои злоключения не закончились!

Неверный КБМ в офисе страховой компании… или «олень» в волчьем логове

Насыщенные мирской суетой дни пролетели незаметно. Как все нормальные «люди-олени», я вспомнил о надвигающейся грозе за один день до окончания действия моего полиса ОСАГО. Что делать? Куда бежать? Я могу остаться без своего любимого средства передвижения по дивным лесным тропам! К тому же мой сосед — «тюлень», пустил по лесу слух о том, что моя покупка выйдет на 40% дороже прошлогодней цены, поскольку Центральный лесной Банк повысил стоимость ОСАГО — кризис страховой отрасли!

Конечно, меня расстроили слухи о росте лесного оброка за обязательный страховой полис, но у меня накопилась скидка за безаварийную езду (КБМ) в течение пяти лет!

Каково же было мое удивление, когда я добрался до офиса самой известной в нашем лесу страховой компании под звучным названием «Волчье логово».

Я покорно ступил на чужую территорию, что поделаешь таков лесной Закон! Без бумажки — ты букашка, а с бумажкой — «не олень». В офисе страховой компании меня встретила молодая, но по повадкам опытная волчица. Быстро перебирая когтями по клавишам компьютера, юная особа резюмировала: «В базе РСА скидок у Вас нет!»

И она ждет полной оплаты прямо здесь и сейчас!

«Это возмутительно, как нет скидок?», — испуганно воскликнул я и оторопел. Явно, не скрывая свое раздражение, ощетинившаяся представительница вида собачьих, прорычала: «Я Вам сказала, что скидок по базе РСА (Российского союза страховщиков) у Вас нет! — Ваш КБМ (коэффициент бонус-малус) равен 1. — Платите полную стоимость за Вашу страховку и точка!» Я долго возмущался, пытался перейти на лай, но у «оленей» это не очень получается, поэтому должного эффекта мои действия не возымели.

Конечно, я мог купить полис ОСАГО по завышенной цене, но жадность заставила меня разобраться в этом вопросе!

Что сделать, чтобы исправить КБМ ОСАГО в базе АИС РСА?

  • Перепроверьте свое значение КБМ в базе АИС РСА.

​Очень часто многие автолюбители сталкиваются с тем, что нечистоплотные на руку страховые агенты обманывают с целью получения большей платы за оформляемый полис ОСАГО. Сделать это очень просто! Для этого Вам не придется ехать в офис страховой компании. Запрос делается в режиме онлайн, а результат проверки высвечивается на экране монитора — 100% гарантия точности!

  • Обратиться с заявлением в «свою» страховую компанию

Важно знать, что любые изменения и исправления неверных (ошибочных) значений КБМ должна производить страховая компания, с которой у Вас был заключен договор обязательного страхования автогражданской ответственности — ОСАГО. То есть изменения в базу АИС РСА загружаются только страховщиками.

Поэтому Вам необходимо написать заявление в «свою» страховую компанию, полис которой находится у Вас на руках с заявлением об исправлении неверного значения КБМ. Вам необходимо подготовить следующие документы:

  1. Заявление в произвольной форме с просьбой изменить неверное значение КБМ в базе АИС РСА, где нужно указать следующие данные:
    • Дата рождения заявителя;
    • Номер действующего полиса ОСАГО;
    • Номер предыдущего полиса ОСАГО;
    • Суть обращения в страховую компанию
  2. Сканированная копия полиса ОСАГО с верным значением КБМ, который был ранее оформлен у данного страховщика.
  3. Копия водительского удостоверения, сканированная с двух сторон

Что делать, если нет возможности подать заявление в страховую компанию?

Если Вы столкнулись с проблемой недоступности страховой компании, в которой Вы ранее покупали полис ОСАГО, то мы рекомендуем обратиться в Российский Союз Автостраховщиков.

С 8 августа 2002 года в нашей стране осуществляет свою деятельность Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Одним из основных направлений работы РСА является защита прав страхователей и потерпевших в рамках действия обязательного страхования автогражданской ответственности водителей — ОСАГО.

Поэтому, когда Вы попали в сложную ситуацию с ОСАГО, Вам нужно обращаться в данное общероссийское профессиональное объединение. Для того, чтобы исправить неверное значение КБМ, используемое при расчете стоимости ОСАГО, Вам необходимо направить официальное обращение с соответствующей просьбой в Российский Союз Автостраховщиков (РСА).

Образец заявления о восстановлении КБМ в РСА

Для быстрого заполнения и направления Вашей претензии на действия страховой компании в адрес Российского Союза Автостраховщиков (РСА) скачайте и распечатайте официальный бланк заявления о восстановлении КБМ ОСАГО на сайте Инсури.

Как написать заявление об исправлении КБМ в РСА

Для начала, Вам необходимо распечатать образец заявления на принтере. После чего, бланк нужно аккуратно заполнить в произвольной форме, указывая следующие данные:

  • Дата рождения заявителя;
  • Серия и номер водительского удостоверения заявителя;
  • Дата выдачи водительского удостоверения заявителя;
  • Серия и номер паспорта гражданина РФ;
  • № Действующего полиса ОСАГО;
  • № Предыдущего полиса ОСАГО;
  • Суть обращения в РСА

Суть обращения в РСА — это просьба внести корректные данные и значение Вашего КБМ ОСАГО в базу автоматизированной информационной системы Российского Союза Автостраховщиков (АИС РСА).

Какие документы приложить к заявлению в РСА

Какие документы приложить к заявлению в РСА КБМ ОСАГО

  • В качестве подтверждения Вашей правоты, мы советуем приложить к заявлению в РСА сканированную копию полиса/полисов ОСАГО предыдущих периодов страхования, в котором стояло верное значение КБМ;
  • Обязательно прикрепите к заявлению в РСА копию своего водительского удостоверения сканированного с обеих сторон;
  • В случае, если необходимо провести проверку применения КБМ в отношении другого водителя, указанного в действующем полисе ОСАГО, где Вы являетесь страхователем, необходимо в заявлении указать ФИО, дату рождения и сведения о водительском удостоверении данного водителя с представлением в РСА копии водительского удостоверения;

Куда отправлять заявление о восстановлении КБМ

Отправлять заявление о восстановлении правильного значения КБМ ОСАГО можно следующими официальными способами:

1. Для моментальной отправки своего заявления в Российский Союз Автостраховщиков существует официальный электронный почтовый ящик РСА для приема сканированных копий заявления и сопутствующих документов для восстановления КБМ ОСАГО:

2. Если Вы проживаете в Москве, то весь комплект документов можно отвезти лично или доставить курьером по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3

Обратите внимание на то, что прием документов осуществляется по следующему графику: Вторник — с 15-00 до 18-00 Четверг —  с 9-00 до 12-00

3. Также заявление можно отправить почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская д. 27 стр. 3

Как позвонить в Российский Союз Автостраховщиков

Для телефонного звонка и получения консультации, касающегося восстановления правильного значения КБМ ОСАГО, Вы можете обратиться по бесплатному общероссийскому телефонному номеру «Горячей линии РСА».

КБМ (коэффициент «бонус-малус») – один из коэффициентов, применяемый при расчете стоимости полиса ОСАГО, учитывающий наличие или отсутствие выплат по закончившемуся полису. Коэффициент был введен с момента принятия закона в 2003 году. Основной смысл КБМ – соотнесение размера страховой премии с качеством вождения. На практике он часто применяется некорректно. Рассмотрим, как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении.

Во время действия закона подход к применению коэффициента менялся, но не будем останавливаться на истории коэффициента. Важно, что в 2013 году заработала информационная система, созданная на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), и заключение договора ОСАГО без запроса КБМ в информационной системе стало невозможно. С 1 июля 2014 года АИС РСА, в соответствии с правилами ОСАГО и указанием Банка России, является единственным способом определения КБМ. При загрузке данных в АИС ОСАГО большое количество водителей утратили свои «скидки» как из-за различного рода технических проблем, так и из-за некорректного применения КБМ страховщиком, передававшим сведения в момент формирования базы. Мы попытаемся разъяснить существующий принцип применения КБМ и порядок действий для его изменения, если коэффициент применен неверно.

Принципы применения КБМ

В зависимости от наличия или отсутствия выплат, произошедших по вине водителя, каждому водителю (при ограниченном списке лиц, допущенных к управлению) или собственнику (при неограниченном списке) при заключении договора присваивается класс, которому соответствует определенный КБМ. При первоначальном заключении договора или отсутствии страховой истории в течение одного года и более присваивается 3-й класс.

Класс

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат* по предыдущим договорам

Выплат не было

1 выплата

2 выплаты

3 выплаты

4 и более выплаты

* Несколько выплат по одному ДТП считаются одной выплатой.

Присвоение класса М влечет удорожание полиса с «базовым» классом в 2,45 раза, а отсутствие выплат в течение десяти лет присваивает класс 13, уменьшающий стоимость полиса вдвое. Происходит это при заключении договора у любого страховщика.

КБМ не применяется в полисах, заключенных на срок менее года (полисы для транзитных транспортных средств), и для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.

При расчете стоимости полиса применяется наименьший класс (максимальный КБМ) из присвоенных водителям, включенным в полис.

Количество выплат по водителю определяется исходя из сведений по всем договорам, в которые был включен водитель и у которых срок истек не более чем за один год до даты заключения договора. Класс определяется по последнему закончившемуся договору.

Досрочно прекращенный договор не учитывается для повышения класса, но выплаты по нему учитываются. При отсутствии выплат в новом договоре будет присвоен класс, имевшийся при заключении прекращенного договора.

При неограниченном списке водителей класс применяется к связке собственник – ТС. Все произведенные выплаты будут присваиваться собственнику. Если собственник – физическое лицо, сам ДТП не совершал, но присутствует в других полисах в списке водителей или решил заключить договор с ограниченным списком водителей, ему будет присвоен класс, учитывающий все выплаты по договору с неограниченным списком. Обратной силы это правило не имеет. То есть если собственнику как водителю был присвоен определенный класс, то при заключении нового договора «без ограничений» класс будет 3. При отсутствии выплат класс собственника будет повышаться только при условии страхования того же транспортного средства.

В чем причины некорректной информации о КБМ в АИС ОСАГО?

Каждый водитель идентифицируется в АИС ОСАГО по ряду параметров: Ф. И. О., дате рождения, серии и номеру водительского удостоверения. У собственника – физического лица вместо водительского удостоверения указываются паспортные данные. При несовпадении любого из параметров с имеющимися в АИС ОСАГО данными корректный КБМ определен не будет.

Возможные причины - проявление человеческого фактора при вводе информации страховщиком, изменение документов у водителя (собственника), приобретение нелегального полиса, не состоявшаяся передача страховщиком информации в АИС ОСАГО, сбои в работе информационных систем.

Возникают и «учетные» проблемы. Например, переход с «неограниченного» списка водителей на «ограниченный». В первом случае информация включает только паспортные данные, а во втором – данные водительского удостоверения. Еще одна проблема - наличие нескольких договоров по одному водителю с разными КБМ. Учетные проблемы решены или решаются Российским союзом автостраховщиков, а страхователь может повлиять на остальные причины некорректного применения КБМ.

Изначально нужно определить, что с учетом всех нюансов КБМ применен неверно. До увеличения тарифов и введения тарифного коридора сделать это во многих случаях было не сложно - при отсутствии выплат премия уменьшалась на 5%. Сегодня, с учетом того, что в полис данные о КБМ обычно не вносятся, определить его можно расчетным способом, отталкиваясь от рассчитанной страховой премии и формулы, приведенной в приложении 4 указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У . Значение применяемых коэффициентов можно получить из приложения 2 этого же документа, с учетом изменений, внесенных указанием № 3604-У от 20 марта 2015 года . Применяемые базовые ставки страховщики обязаны публиковать на своем сайте. Полученное значение необходимо сравнить с КБМ, выдаваемым АИС ОСАГО на сайте РСА.

Если значения не сходятся, письменно требуйте от страховщика применения корректного коэффициента или попробуйте сменить страховую компанию. Если текущий страховщик предлагает заключить договор с КБМ ниже, чем в АИС ОСАГО (чего быть не должно), настаивайте на передаче данных в базу, поскольку в будущем вы можете сменить страховщика или потребуется включиться в полис друзей, а данные в АИС будут некорректны.

Если значения совпали, но КБМ не соответствует реальной истории, необходимо убедиться, соответствуют ли данные, внесенные в полис, фактическим. Если обнаружена неточность, в том числе вследствие изменения Ф. И. О. и других данных, используемых в полисе, нужно письменно уведомить об этом страховщика с приложением подтверждающих документов и просьбой пересчета КБМ.

Действительность полиса желательно проверять перед заключением договора (особенно при покупке у посредников), например, на соответствующем сервисе . Помимо отсутствия страхового покрытия, приобретение поддельного или недействительного полиса может привести к потере накопленной скидки.

Если срок предыдущего полиса истек, заключайте новый с предлагаемым КБМ, но продолжайте добиваться его изменения.

Если проблема не в некорректно указанных персональных данных, предыдущий полис был легитимным и с верным КБМ, выплат не было, обращайтесь с претензией к текущему страховщику, предварительно затребовав у предыдущего справку о наличии/отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО. Справку он должен выдать после окончания договора, в течение пяти дней с момента запроса.

Изменить сведения в АИС РСА может только страховщик, с которым заключен договор ОСАГО. Если он отказывается делать это добровольно, необходимо жаловаться в контролирующие органы. Переписку со страховщиком можно и пропустить, но так проблему можно решить быстрее.

Как подать жалобу на страховщика?

В случае с ОСАГО существует два возможных адресата для подачи жалобы – Банк России и РСА. Эффективнее жаловаться в Банк России, так как регулятор может применять к страховщику различные санкции (одной из причин ограничения лицензии ООО «Росгосстрах» обозначалось как раз некорректное применение КБМ). Подать жалобу возможно в электронном виде в интернет-приемной Банка России , где под такие жалобы выделена отдельная форма обращения.

В жалобе указывается наименование страховщика и описывается суть проблемы с указанием номера (номеров) полисов, как минимум текущего, но желательно и предыдущего (предыдущих). Желательно приложить копии полисов и документов, данные из которых используются при расчете КБМ, копию претензии в страховую компанию и ответа (при наличии).

Банк России проведет проверку, запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика ОСАГО и, если информация подтвердится, примет меры к страховщику для корректировки КБМ в АИС ОСАГО. Вам поступит официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии. Процедура подачи жалобы в РСА аналогична жалобе в Банк России, производится на специальном бланке на адрес электронной почты [email protected] .

Если неверный КБМ был применен несколько лет назад, у страховщика, некорректно применившего коэффициент или не передавшего сведения о выплатах, отозвали лицензию, а у вас нет данных о предыдущих полисах, то Банку России или РСА разобраться в ситуации будет сложно. В АИС ОСАГО содержится информация о договорах с 2011 года. Но подать жалобу с изложением ситуации и приложением всех имеющихся данных все равно стоит.

Старайтесь контролировать свою страховую историю ОСАГО как при заключении каждого договора, так и при включении вас в списки водителей в других полисах.

Восстановить КБМ через ЦБ РФ бесплатно. 4 способа восстановления КБМ для возврата скидки по ОСАГО. Решение вопроса через страховую и ЦБ РФ. Возможные проблемы при сборе информации и расчете.

Практически любой автолюбитель при оформлении полиса ОСАГО может столкнуться с тем, что страховщик не станет учитывать его безаварийный стаж, оперируя потерей данных или отсутствием реальных сведений, которые бы хоть как-то повлияли на конечную стоимость. В этом случае необходимо знать, как восстановить КБМ в базе РСА, чтобы убедить страховую в предоставлении более лояльных условий как для владельца авто, так и для людей, вписанных в полис. Сегодня мы рассмотрим этот вопрос наиболее подробно, постараемся озвучить способы законного давления на страховую компанию и в целом предупредить водителей о возможных трудностях.

(кликните, чтобы открыть)

Что из себя представляет КБМ

К оэффициент Бонус-Малус или простонародий КБМ был введен в нашей стране еще 14 лет назад, тогда это нововведение казалось значительно оптимизирует не только цены на тарифы по ОСАГО, но и в целом заставит водителей соблюдать правила и не рисковать на дороге.

Цель внедрения данного показателя заключалась в поощрении тех водителей, которые за все время вождения или в достаточно длительный период времени не пользовались услугами страховой компании по назначению, т.е не попадали в ДТП в качестве виновников.

Исходная скидка получалась в итоге после перемножения базовой стоимость полиса и специально рассчитанного показателя безаварийности. Данное значение бралось с учетом всех лет, за которые водитель не попадал в ДТП как виновник. Если все таки авария случалась, то все накопленные балы автоматически сгорали.

Самое интересное тут то, что условия учета идут также и в обратную сторону и водители, которые в силу своих особенностей неаккуратны на дороге и постоянно становятся «организаторами» ДТП, в итоге в следующем году будут платить значительно выше, чем лица только что получившие права или же значительный период времени не попадавшие в подобные ситуации.

Интересно

Примерно до 2012 года в России не было единой системы учета показателя КБМ.

Водитель мог прийти в страховую компанию А и получить там скидку 10 рублей, а потом перейти через дорогу к другому страховщику Б и рассчитывать на 30 рублей. Это шло на руку большинству водителей, которые таким образом постоянно меняли фирму и тем самым «обнуляли» свои заслуги. На то время также пользовались успехом сторонние страховые агенты, которые завлекали автовладельцев со стажем и местами обеспечивали их 50% скидкой.

Однако после указанного периода, все компании были объединены в единую базу данных, которая теперь называется -Российский союз автостраховщиков (далее РСА). И теперь, чтобы узнать все данные на владельца, необходимо пару кликов мышки. Данная ситуация не сильно отразилась на водителях, которые являются аккуратными участниками движения, однако значительно сократило пути отхода для тех, кто постоянно попадает в передряги.

Процедура расчета

В ажно понимать, что КБМ рассчитывается не для автомобиля. Данный показатель навсегда закрепляется за водителем и при оформлении другой машины, скидка останется в любом случае.

При учете коэффициента отдельно взятого водителя берется изначальный «Класс страхователя». Данный показатель определяет изначальный показатель КБМ для того или иного лица. Если водитель новичок и впервые оформляет ОСАГО, то его показатель берется равным 1 или 100%. За каждый год без аварий из исходного значения будет вычитаться 5% или 0.05. Таким образом максимально возможный показатель скидки будет 50% или 0.5. Набрать его можно при безаварийном вождении в течении 10-ти летнего срока.

Пример

Пример расчета: допустим у водителя нет стажа вождения, тогда его показатель КБМ = 1. И если страховой полис стоит 2000 рублей, то столько он и отдаст в первое время. Спустя год, в случае если он не стал виновником ДТП, указанный выше коэффициент уже будет равняться 0.95, а заплатить придется уже 2000 — (2000 * 0.05) = 1900 рублей.

Такая же процедура, только в обратном порядке будет применяться для аварийных водителей. Рассчитать свой показатель КБМ Вы можете по таблице, представленной ниже.

Если в полисе несколько водителей

Страховые компании не запрещают водителям вписывать в полис ОСАГО несколько человек. Также при дополнительной оплате можно добавить возможность на неограниченное количество лиц для управления.

В данном случае важно знать то, что в этом случае берется наибольший показатель КБМ. Например, если вписано 2-е водителей: у первого скидка 30% (КБМ=0.7), у второго 50% (КБМ=0.5). Страховая в этом случае возьмет коэффициент первого и будет его учитывать при конечном расчете цены.

В случае если в течении отчетного года, один из указанных в полисе водителей станет причиной ДТП, то изменению подвергнется только его показатель, остальных автовладельцев это не затронет.

Когда страховщик не находит данных

Н а практике можно стать свидетелем таким случаев, когда не смотря на серьезный водительский стаж и чистую репутацию, показатель КБМ берется страховщиком слишком завышенным, порой даже на уровне единицы, что справедливо только для новичков. В этом случае необходимо искать причины возникновения данных ситуаций и в дальнейшем по ним наметить способы восстановления.

В зависимости от ситуации, наиболее распространенными на практике случаями ошибочных данных могут быть ситуации, когда:

  • Автовладелец не совсем верно рассчитал показатель КБМ. Как его получить мы сказали выше, главное точно знать период безаварийной езды.
  • Ошибки в базе РСА. Сама по себе система начала работу еще с 2012 года, однако до сих пор поступают сообщения о возникновении неточностей. Вся причина в том, что до того периода, у каждой страховой компании были свои данные, которые в ходе смешивания с показателями других фирм, в итоге могут давать сбои и выдавать ошибки или же не соответствующие действительности цифры.
  • Страховой агент попросту ошибся. Данный момент не стоит упускать и лучше попросить все перепроверить.

Указанные выше случаи в большинстве вариантов возникают на практике. Рассмотрим ниже наиболее редкие примеры.

Обнуление показателя при неограниченном полисе ОСАГО

В данном случае важно знать, что показатель КБМ в случаях если страховой полис оформляется на неограниченно количество водителей, может быть приравнен к 1. Такое происходит при смене автомобиля.
Видите ли, но по условиям начисления безаварийного процента, страховые полиса на неограниченное количество водителей, разрешают начисление КБМ только в тех случаях, когда владелец не менял авто.

Например, если водитель оформил ОСАГО на неограниченное количество лиц. В данном документе будут вписаны все данные о автомобиле и его владельце, начиная с инициалов и заканчивая VINом. Если в последующем периоде указанное выше лицо сменит автомобиль, то при оформлении полиса его коэффициент будет приравнен к 1, как если бы он впервые его оформил.

Если водитель вписан в страховку нескольких транспортных средств

Также популярны на практике такие моменты, когда у автовладельца в полис вписано другое лицо, у которого тоже имеется автомобиль.

Пример

Например если у отца и сына имеются автомобили. У первого КБМ=0.5, а у второго 0.95. При этом сын вписан в страховой полис отца. Тогда согласно закона, отцу при приобретении полиса можно рассчитывать только лишь на скидку в 5%, т. к. в документе в учет берется максимальное значение.

Данное правило появилось благодаря появлению РСА, через который все автовладельцы стали доступны для любой страховой компании. И если ранее можно было просто сменить страховщика, то сегодня данная процедура ничего не изменит, т.к о водители можно узнать по данным из соответствующей базы.

Редко встречающиеся ошибки

В ряде моментом имеется вероятность того, что автолюбителю не учитывают показатель безаварийности по причинам:

  1. Смены водительского удостоверения. Любые действия, отмечающиеся внесение новых данных в водительские права, должны сопровождаться последующим уведомлением страховой компании. По закону страховщик имеет полное право отказать водителю в получении средств при наступлении страхового случая, если тот не уведомил его об изменениях в документе. Прецедентов в данном случае предостаточно и в большинстве моментов суд попросту признает правоту за компанией, разрешив ей расторгнуть договор с владельце авто. Следовательно и скидки на полис в этом случае можно не ждать.
  2. Банкротство страховой фирмы. Законодательно не утверждены сроки по которым должны вносится данные в РСА о количестве страховых случаев того или иного водителя. Следовательно, если страховщик признан банкротом, то все накопленные данные КБМ будут аннулированы, если до закрытия фирмы, сотрудники не внесли туда новых данных о водителе.
  3. Если имеются ошибки при заполнении персональных данных. По ряду причин могут возникнуть инциденты некорректного заполнения фамилии, имени и любых других данных о водителе. Следовательно этот факт должен быть проконтролирован лично, чтобы в дальнейшем не возникло неприятных ситуаций.

Процедура восстановления коэффициента

Восстановить КБМ через ЦБ РФ бесплатно ? В ажно понимать, что вне зависимости от причин по которым страховщик не станет предоставлять скиду, водителю заблаговременно следует собрать все документы необходимые для подтверждения своих слов и непосредственного заявления прав на оплату полиса по той или иной скидке.

Для начал необходимо будет сделать электронные копии следующих документов:

  • Паспорта. Впоследствии будут запрошены данные первой страницы.
  • Водительских прав.
  • Старые и новые экземпляры страховых полюсов. Если старых документов нет на руках, то получить их можно, обратившись с заявлением в страховую компанию. По закону указанные документы должны быть предоставлены не позже 3-х дней.

После того, как у Вас на руках будут страховые полюса за предыдущие года, следует приступить к самостоятельному поиску ошибок по наиболее популярным способам, а именно:

  1. Сверке персональных данных полюсов предыдущих лет. Зачастую ошибка именно в неправильном заполнении одного из полюсов.
  2. Проверке коэффициента КБМ по стоимости внесенной оплаты. Если например в 2013 году Вы заплатили за полис 2000 рублей, в следующем 1900 р., а в 2015 г. опять отдали 2000 р., то ошибка скорее всего кроется в периоде между 14-м и 15 годом. Возможны ошибки при внесении данных об авто или владельце. Опять же надо быть уверенным, что за этот период Вы не были виновником ДТП.

Данные действия практически в 100% случаев помогут найти первопричину. После ее нахождения можно идти дальше и проводить восстановление по известным способам.

Способы возврата скидки

Е сли причина изначальной ошибки при расчёте скидки на страховой полис была напилена, то процедура восстановления будет крайне простой и не займет у водителя много сил и времени.

В настоящий момент времени большинство конфликтных ситуаций с страховыми компаниями, решаются путем давления на них через ЦБ РФ. У данного органа имеется строго отработанная система наказания, вплоть до изымания лицензии и наложения штрафов, а следовательно связываться с подобными делами не одна компания не захочет, опять же если по закону она в любом случае не права.

Рассмотрим 4 наиболее действенным метода, которые в большинстве случаев решают проблему восстановления КБМ в кротчайшие сроки.

Решение через страховую компанию

Любая страховая компания должна иметь предоставление своих услуг в интернете. Там же должны содержаться и способы обращения клиентов, по которым страховщики обязаны отвечать в любом случае. Кроме того жаловаться на те или иные моменты гражданин имеет право непосредственно в офис компании и отказать ему не имеют право.

Важно

На то есть постановление Центробанка от 1 декабря 2015 года о том, что любая компания, предоставляющая услуги страхования, обязана обслуживать обращения граждан.

Таким образом начинать процесс решения проблемы следует именно с обращения в свою страховую. В случае если ответа не последует, обращение попросту проигнорируют, то необходимо писать заявление в свободной форме на имя директора, указанной фирмы, где изложить всю суть накопившихся вопросов. В случае такого же результата, можно отправить письмо с уведомлением о получении на зарегистрированный адрес фирмы, проигнорировать такое обращение они не смогут. В ином случае у вас будут веские доказательства, по которым можно смело идти в суд.

Обращение в ЦБ РФ

После написания соответствующего заявления, у страховщика будет примерно месяц на ответ. В случае игнорирования, необходимо писать обращение через сайт Цетробанка. Для этого:

  1. Необходимо перейти по соответствующему адресу сайта и нажать пункт, отвечающий за подачу жалоб.
  2. В предоставленной форме стоит выбрать раздел обращений для ОСАГО, гле выбрать интересующий Вас вопрос. В нашем случае о неправильном применении коэффициента КБМ.
  3. После этого переходи к подаче жалобы и указывает свои контактные данные.

На рассмотрение жалобы может потребоваться до 10 дней, после этого по указанным контактам будет получен ответ.

Важно

Данный способ стоит использовать только в том случае, когда страховщик намеренно избегает общения и не хочет решать проблему.

У ЦБ есть действенные рычаги, по которым он в принудительной форме заставит страховую ответить по предъявленным недовольствам.

Обращение в РСА

Так как данные на предмет установления соответствующего коэффициента КБМ содержатся в РСА, то и вполне действенным способом, после первых 2-х озвученных выше, станет написание заявления, для рассмотрения данных водителя по базе данных.

Для этого стоит перейти на официальный сайт РСА и заполнить специальную страницу для обращений. Если для жалобы есть основания и данные вправду были, но страховщик их попросту утаил или не захотел учитывать, то соответствующая инстанция применить все меры воздействия на него.

Обращение в суд

Когда все вышеуказанные методы не подействуют, единственным вариантом будет обращение в судебные органы. Для этого необходимо собрать все имеющиеся у водителя данные на предмет:

  • Противозаконных действий.
  • Фактов обращений во все возможные инстанции.

Если оснований достаточно, то решением вопроса уже займется государство, которые со 100% вероятностью найдет способы давления на компанию предоставляющую полюс.

В заключение хотелось бы сказать, что прежде чем начинать вести войну со страховой, необходимо попытаться решить проблему мирным путем. Недавние показательные санкции ЦБ в отношении некоторых крупных фирм показали и публично принудили их действовать в отношении своих клиентов. Поэтому на данный момент времени, львиная доля не состыковок, решается в стенах самой СК.

Подпишитесь на свежие новости

Похожие публикации